В октябре мы писали об остром дефиците квалифицированных рабочих в промышленности, в том числе на предприятиях «Росатома». Тему продолжаем разбором: почему одним только повышением зарплаты нехватку синих воротничков не исправить, как некоторые работодатели реформируют систему среднего профессионального образования и за счет чего сварщиков может стать в 20 раз больше.

Первая ступенька в карьере

Екатерина Максимова в 20 лет переехала из Екатеринбурга в Новоуральск, чтобы работать на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК). Говорит, что лаборанту химического анализа вакансии лучше в регионе не найти.

«На первых порах мне предложили зарплату 70 тыс. рублей, подъемные — ​100 тыс. Компенсировали аренду жилья больше чем наполовину. Коллектив хороший, — ​приводит плюсы Екатерина Максимова. — ​Прошло два года, все отлично. Я работаю на участке очистки урансодержащих растворов. Чувствую, как во мне заинтересованы, моя специальность на предприятии — ​одна из самых востребованных».

Окончив девять классов, девушка подала документы в Екатеринбургский колледж транспортного строительства. Выбирала между дизайном и химией. Поставила на химию. Пока обладатели творческой профессии бегали по собеседованиям, работа нашла Екатерину Максимову сама. Еще студенткой она была волонтером на чемпионате AtomSkills. Там случайно познакомилась с главным экспертом компетенции «Аналитический контроль», инженером Юлией Резиной. Она‑то и разрекламировала УЭХК. Екатерина Максимова отправила в отдел кадров резюме, и ее сразу пригласили. Трудоустройство на закрытое предприятие заняло несколько месяцев. Сразу после защиты диплома наша героиня приступила к работе.

«Когда беру колбы и мензурки, мельчайшее мое движение выверено, отточено. Коллеги говорят, я красиво работаю. Обожаю химию. Каждый день мне открывается что‑то новое. В этом году я поступила в Уральский федеральный университет на химфак, чтобы получить инженерную специальность. Лаборант — только первая ступенька в моей карьере», — ​делится Екатерина Максимова.

Екатерина Максимова измеряет содержание меди в технической воде

На УЭХК 2076 сотрудников, треть — ​в возрасте до 40 лет. Белых и синих воротничков среди них примерно поровну, но вторые востребованы больше. «В дефиците лаборанты химического анализа, слесари-механики, слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики, аппаратчики конденсационно-испарительной установки (КИУ), аппаратчики и слесари газоразделительного производства, — ​перечисляет руководитель по управлению персоналом УЭХК Денис Никифоров. — ​Надеемся, что положение исправит проект «Профессионалитет». Комбинат выступил инициатором и главным стратегическим партнером его реализации на базе Новоуральского технологического колледжа. Проводим там модернизацию. Переход на современную базу позволит колледжу стать популярнее у старшеклассников». УЭХК будет заключать с первокурсниками целевые договоры, после выпуска они устраиваются на комбинат.

«У нас все условия для профессиональной самореализации и хорошие стимулы развиваться, — ​отмечает руководитель по управлению персоналом Александр Чекменев. — ​Например, у начинающего аппаратчика минимальная сумма индивидуальной стимулирующей надбавки — ​1,3 тыс. рублей, у опытного доходит до 29 тыс. В конкурсах профмастерства на уровне комбината победители получают минимум 30 тыс. рублей. На уровне дивизиона — ​от 100 тыс., на уровне госкорпорации сумма еще выше».

20 тыс. сварщиков

Дмитрий Кучерявин — ​суперзвезда сварки. В профессии с 2007 года, в атомной промышленности — ​с 2014‑го. Был абсолютным победителем чемпионата WorldSkills Hi­Tech. С 2018 года сам воспитывает чемпионов — ​работает мастером производственного обучения центра профессиональных компетенций «Сварочные технологии» на «Атоммаше». Говорит, что во всей отрасли не найдется площадки, оборудованной лучше.

«У меня много учеников. Есть те, с кем я работаю в группах, составляю учебный план, курирую процесс. Таких около 100. С некоторыми занимаюсь индивидуально, готовлю к конкурсам профмастерства. Таких сейчас семеро — ​лучшие из лучших. Среди них 18‑летняя девушка, которая варит на уровне шестого разряда. Думаю, далеко пойдет, — ​рассказывает Дмитрий Кучерявин. — ​Я считаю, что главный инструмент вовлечения молодежи в профессию — ​это наставничество. Производственники сами должны растить себе смену. Наша профессия, да и другие рабочие специальности востребованны. Работодатели готовы за нас бороться. Впервые за долгие годы безработица в стране ниже 0,5 %».

По мнению нашего собеседника, позитивные перемены — ​итог планомерной государственной политики и, в частности, организации чемпионатов профмастерства: «Благодаря им появилось экспертное сообщество, площадки для подготовки, собственные конкурсы. Есть профориентационные программы и мероприятия, поставленные на поток. Мы работаем не только с молодежью, но и с опытными кадрами. Сегодня предприятия атомной отрасли делают реакторы, завтра будут делать подводные лодки и корабли. Нужно готовить к этому персонал. В России порядка тысячи сварщиков высшей пробы. По моим подсчетам, лет через пять нас станет около 20 тыс. и дефицит исчезнет».

Дмитрий Кучерявин с легкостью может провести вебинар о том, как рабочему построить карьеру. В его арсенале примеры из собственной жизни и из опыта коллег и учеников. «Сварка идеальна для горизонтальной карьеры, — ​рассуждает он. — ​Процесс‑то многогранный. Больше десятка типов сварки: полуавтоматическая, механизированная, лазерная и т. д. Обычно выпускники колледжа владеют двумя, а представьте, если освоить все? Такой рабочий всегда нарасхват, и его стоимость на рынке будет только расти. Сварщик — вообще‑то хорошо оплачиваемая работа. Так, обладатель пятого разряда получает не меньше 150 тыс. рублей в месяц, а предела практически нет. Специфика нынешнего времени такая, что квалификация не завязана на стаж и опыт. Профи можно стать и в 20 лет, было бы желание».

Дмитрий Кучерявин виртуозно владеет всеми видами ручной сварки и учит этому других
Чтобы было нескучно

Руководитель программы развития отраслевых центров компетенций «Росатома» Сергей Шабельников, как и Дмитрий Кучерявин, видит свою миссию в продвижении рабочих профессий. Пять лет он был в команде, которая готовила национальную сборную к чемпионатам WorldSkills.

«Соревнования такого уровня сильно влияют на престиж профессии, — ​убежден Сергей Шабельников. — ​Они показывают ее с торжественной стороны. В колледже рутина, на работе — ​тем более. В цеху не надо быть совершенным профессионалом. Ты делаешь то, что нужно, во сколько нужно, в том количестве, которое нужно, и с тем качеством, которое нужно. Это чревато скукой и демотивацией. Чемпионаты — ​глоток свежего воздуха, возможность продемонстрировать свои лучшие качества. Сильнейшие представители предприятий и дивизионов показывают класс. Участники обмениваются опытом, подсматривают друг у друга фишки. Так распространяются лучшие практики. Их можно фиксировать, тиражировать и внедрять в подготовку кадров на уровне корпорации».

В 2019 году Сергея Шабельникова пригласили в «Росатом» развивать сеть центров профессиональных компетенций. Они задумывались как тренировочные площадки для участников чемпионатов по методике WorldSkills. Постепенно функционал расширился: центры стали главной отраслевой образовательной площадкой для высококвалифицированных рабочих.

«Многие молодые люди считают, что, если у тебя диплом менеджера, экономиста или юриста, но в этих сферах ты не преуспел, можно пойти в продавцы или охранники. Рабочие профессии они не рассматривают: не престижно, — ​описывает подоплеку Сергей Шабельников. — ​Хотя в последние полтора года ситуация меняется. Предприятиям нужно много рабочих кадров, а их нет. Недавно на Всероссийском промышленном форуме озвучили статистику: на одного рабочего шесть вакансий. Рекорд бьют сварщики — ​36 вакансий на одного. Для промышленности это плохо, для рынка труда хорошо. Еще недавно работодатели не брали выпускников без опыта, теперь берут. Чтобы привлечь рабочих, предприятия резко подняли зарплаты».

Эти временные трудности производственной сферы, по мнению Сергея Шабельникова, вернут престиж и популярность рабочим профессиям. Работодатели вынуждены будут подключиться к подготовке кадров.

«Многие предприятия хотят быть исключительно заказчиками кадров и не участвовать в составлении учебных планов, — ​поясняет Сергей. — ​Даже в проекте «Профессионалитет» не все механизмы взаимодействия колледжей и предприятий отлажены. Ведется большая работа над схемами и алгоритмами для формирования новых образовательных стандартов. Сегодняшний жесткий дефицит кадров заставит промышленность присоединиться к образовательному процессу не формально, а по-настоящему».

У Сергея Шабельникова есть миссия: он хочет сделать профессию сварщика элитной
Метод из первых рук

Три года назад стартовал проект «Атомные школы профессиональных компетенций». Его запустили эксперты отраслевых центров компетенций, методологи Корпоративной академии «Росатома» и представители учреждений среднего и высшего профессионального образования. Они решили вместе написать учебно-­методические материалы по наиболее востребованным на рынке профессиям.

Начали со сварщиков. «Обратились в один из лучших колледжей — в ​московский Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 к преподавателю сварки, педагогу-новатору, в прошлом сварщику Павлу Яковлеву. Пригласили самых крутых ребят из системы подготовки AtomSkills — ​команду отраслевого центра компетенций «Атоммаша». Подготовили учебно-методический комплект для практических занятий, презентации, отсняли более 300 роликов и 400 с лишним фото, детально демонстрирующих процесс сварки», — ​рассказывает Сергей Шабельников.

Универсальный курс авторы бесплатно предлагают всем колледжам с хорошим техническим оснащением и опытными педагогами-практиками. Из 3,5 тыс. ссузов, где обучают сварке, подходящая материальная база есть у половины. Они могут получить статус «Атомных школ сварки» (АШС). Для этого нужно написать заявку в отдел развития отраслевых центров компетенций Корпоративной академии «Росатома», заключить соглашение о партнерстве хотя бы с одним атомным предприятием и отправить в центр компетенций «Атоммаша» минимум одного мастера, чтобы он изучил стандарты преподавания программ АШС.

«Уже открылись 12 школ, еще четыре на подходе, — ​говорит Сергей Шабельников. — ​Нашим проектом заинтересовалась одна крупная госструктура, хочет приобрести права на методички и обучать по ним сварщиков для себя. Проект распространяем на другие профессии. Разрабатываются единые образовательные продукты для атомных школ электромонтажа, токарных и фрезерных работ на станках с ЧПУ, неразрушающего контроля, промышленной робототехники, аддитивных технологий, инженерного дизайна. Постепенно охватим все востребованные профессии и задействуем все отраслевые центры компетенций. Наши наработки уже используют и в проекте «Профессионалитет».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: