«Реальность оказалась лучше ожиданий»: что дает школьникам атомкласс
В октябре в Глазове открылись два атомкласса, теперь их в городе три. Как в них попасть, чем они отличаются от обычных классов и как учеба влияет на выбор профессии? «СР» попросила ответить на эти вопросы сотрудницу Чепецкого механического завода (ЧМЗ) Дарью Мильчакову, выпускницу первого в Глазове и одного из первых в России атомкласса.
— Как вы попали в атомкласс?
— Это было в 2011 году. Я оканчивала 9‑й, и в нашей школе № 15 объявили набор в первый в городе класс «Росатома». Учителя объяснили, что это будет курс с углубленным изучением точных наук и биологии для тех, кто хочет поступать в технические и медицинские вузы. Мне уже тогда нравились точные науки, поэтому я подумала: «Отлично! То, что нужно». Решила поступать, для этого нужно было получить высокие баллы на государственной итоговой аттестации и сдать экзамены. До сих пор помню, что билет по физике у меня был под номером 18 и состоял из трех частей: ответить на вопрос по теории, показать опыт и решить задачу. Справилась на отлично и стала ученицей атомкласса. Помню, как впечатлил кабинет после класса обычного: цветные стены и модульная мебель, индивидуальные лабораторные наборы для опытов по химии и физике, интерактивная панель вместо меловой доски, ноутбуки.
— Наверняка многое зависело и от работы преподавателей. Они вели уроки по отдельной программе?
— Да, в начале каждой темы наши учителя физик Светлана Михайловна Максимова и химик Елена Александровна Южанина показывали опыты, это было увлекательно и наглядно. Вообще, в атомклассе много демонстрационных наборов. Мы самостоятельно проводили эксперименты, благодаря чему физика и химия становились понятнее. Помню, даже в субботу шли в атомкласс на дополнительные занятия с желанием и предвкушением чего-то интересного. Конечно, это была заслуга наших учителей.
— Атомкласс повлиял на выбор университета?
— Несомненно. В 10‑м классе нас повезли в Екатеринбург — в УрФУ, Уральский федеральный университет. Такая ознакомительная поездка была в программе атомкласса. Увидев вузовский масштаб, кафедры и аудитории, я поняла, что хочу учиться именно здесь. В 11‑м классе могла поступить в УрФУ по целевому направлению. Но решила, что, возможно, это место кому-то нужнее, а я смогу стать студенткой и без квоты. И поступила в Институт материаловедения и металлургии на специальность «оптические технологии и материалы». Завершила обучение, защитила диплом.
— Успешные выпускники зачастую не возвращаются в маленькие города. Почему вы вернулись в Глазов? Решили пойти на Чепецкий механический завод?
— Знаете, у меня к этому предприятию самые трепетные чувства. Я с детства хотела работать на ЧМЗ, вся моя семья связана с заводом. Дедушка Михаил Танкеев был токарем в металлургическом цехе, бабушка Зоя Танкеева работала на урановом производстве. Папа Андрей Фофанов и мама Елена Танкеева сейчас работают в прокатном цехе № 80. Так что после окончания УрФУ я сразу вернулась домой, составила резюме и пришла в отдел кадров ЧМЗ. Вакансий на тот момент не было, но кадровики мной заинтересовались, перезвонили, я прошла собеседование в отдел маркетинга, а затем перевелась в отдел сбыта. Другие варианты трудоустройства даже не рассматривала.
— Ожидания оправдались?
— Наверное, я говорю как фанатка ЧМЗ, но все так и было: реальность оказалась лучше ожиданий. Мой научный руководитель настраивал, что хорошей зарплаты сразу можно не ждать. Морально я к этому и готовилась, а на ЧМЗ зарплата оказалась в два раза выше той, что мне пророчил преподаватель. А еще я думала, что завод — это работа с 8:00 до 17:00. Но сразу попала в совет молодежи, где много интересных ребят и проектов. Помню, в 2022 году мы организовывали открытую научно-техническую конференцию на базе ЧМЗ. Встречали и регистрировали участников со всей России.
— Чем вы заняты на работе? Какая у вас должность?
— Я специалист отдела сбыта. Здесь очень пригодилось мое техническое образование и понимание материалов. Чтобы продавать продукцию, нужно разбираться в ее свойствах, в особенностях производства. Например, с ребятами из других подразделений мы разработали идею нового продукта — хлорида магния. Он образуется в процессе получения циркониевой губки как сопутствующий продукт. Провели анализ рынка и обнаружили, что хлорид магния востребован в разных отраслях, его применяют в нефтехимии, медицине, коммунальном хозяйстве. С этой идеей мы пришли в акселератор проектов ТВЭЛ, доработали ее и нашли рынок сбыта. Сегодня этот проект поставлен на рельсы: ЧМЗ регулярно снабжает хлоридом магния российских потребителей.
— А какие были сложности?
— Непросто было завоевать доверие опытных коллег. Доказать, что я тоже разбираюсь в продукции. Старалась чаще выбираться в цеха, уточняла детали, вникала в тонкости процессов. Это качество заложил во мне еще атомкласс: во всем дойти до самой сути, сделать лучше, качественнее. Мне было важно доказать, что я не просто маленькая девочка среди серьезных мужчин, что я профессионал.
95 %
выпускников атомкласса школы № 15 поступают в технические вузы
Светлана Максимова
Учитель физики и астрономии в школе № 15
— Проект «Школа «Росатома» создает такую образовательную и техническую базу в классах, которая позволяет изучать математику, физику, химию, биологию, информатику на качественно другом уровне. Выпускники атомклассов поступают в вузы по всей России, а к нам из ректоратов этих вузов приходят благодарственные письма, это приятно.