Научи ученого: как ускорить подготовку специалистов для новых бизнесов

Научно-практическая сессия «Новые бизнесы «Росатома» — ​на пути к технологическому суверенитету» прошла 12 ноября в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». В кулуарах шутили, что локация вполне оправданна: мол, МИФИ прочно занял место среди новых бизнесов «Росатома». И в этом немалая доля правды.

Разложите яйца по корзинам

Открывая сессию, первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров отметил, что каждый третий сотрудник в отрасли моложе 30 лет. Треть устраивающейся на предприятия госкорпорации молодежи с вузовским дипломом — ​это мифисты. Такие устойчивые связи с опорным вузом требуют, по мысли Кирилла Комарова, определенной перезагрузки отношений с НИЯУ «МИФИ».

Новых бизнесов в госкорпорации уже больше восьми десятков. Их развивают не только известные компании в сфере вычислительной техники, зеленой энергетики и аддитивных технологий, но и сравнительно скромные стартапы, причем некоторые не связаны ни с энергетикой, ни с ядерными технологиями. Персонал нужен и тем и другим. А бизнес — ​новый он или старый — ​ориентирован прежде всего на извлечение прибыли. И не в среднесрочной перспективе, а уже сегодня.

Бизнесменам часто советуют раскладывать яйца по разным корзинам. Эта тема получила самое буквальное развитие на панельной дискуссии: многие выступавшие упоминали, как в перестроечные времена центр в Снежинске разработал яйцесортировочную машину. В том опыте усматривается прообраз сегодняшних новых бизнесов, считает директор по технологическому развитию «Росатома» Андрей Шевченко. У сотрудников ядерного центра был огромный опыт в проектировании и программировании оснастки для проведения разных испытаний — ​и когда к ним обратились с птицефабрики в Челябинской области, они блестяще справились с необычной задачей.

Сложившийся научный сотрудник уровня завлаба в отраслевой науке не формируется на вузовской скамье, он должен пройти реальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Это долго — ​в лучшем случае несколько лет, а чаще свыше 10. «Мы долго думали, как ускорить этот процесс, и в 2020 году запустили программу стажировок, — ​рассказал гендиректор компании «Росатом Наука» Павел Зайцев. — ​Понимая всю ответственность, начали вовлекать студентов в проекты. Они работают плечом к плечу с опытными учеными. Около 600 человек прошли эту «лабораторию роста». Больше трети остались в наших институтах, получили должности от младших научных сотрудников до начальников лабораторий, то есть прочно связали свою жизнь с атомной наукой».

Найти свою базу

Хороший результат показали проекты подготовки специалистов под конкретные отраслевые нужды. Например, множество молодых специалистов для новых бизнесов «Росатома» вырастили в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», где научный дивизион «Росатома» выступает индустриальным партнером Передовой инженерной школы по материаловедению, аддитивным и сквозным технологиям. Не стоит, по мнению Павла Зайцева, отказываться и от прекрасно зарекомендовавших себя базовых кафедр ведущих университетов в научно­исследовательских институтах.

А вот радиофармацевтов не хватает, посетовал Павел Зайцев. С учетом того, что в будущем году в Обнинске начинает работу крупнейшее радиофармацевтическое предприятие, нужно срочно найти механизм подготовки, который позволит закрыть вакансии на этом новом и для «Росатома», и для всей страны производстве.

Глубокая трансформация научного дивизиона «Росатома» продолжается около шести лет, напомнил заместитель гендиректора «Росатом Науки» по развитию и международному бизнесу Петр Зеленов. За это время удалось поднять медианное значение зарплаты до 190 тыс. рублей. «Теперь мы не проигрываем рынку, ведь научить ученого программировать можно, а обратный процесс практически невозможен», — ​отметил выступающий.

Наука вышла на рынок

Отраслевая наука и сама способна успешно играть на рыночном поле. Производительность труда в дивизионе за последние пять лет выросла в 2,3 раза. В прошлом году наукоемкие продукты и НИОКР принесли 50 млрд рублей, причем каждый второй рубль — ​от новых, неатомных продуктов. «Конечно, на фоне выручки других дивизионов сумма кажется скромной, но в промышленных подразделениях на основе наших проектов затем добиваются мультипликативного эффекта с гораздо более коммерчески выраженным результатом», — ​отметил Петр Зеленов.

Ученые подробно рассказывали (писала об этом и «СР»), как за полтора года прошли путь от идеи к сертифицированному продукту, заменившему зарубежные фильтры воздуха, воды и топлива в российских самолетах. Это потребовало нетривиальных кадровых решений: в проектной команде объединялись инженер-­разработчик, конструктор, маркетолог, технолог и внедренец, причем всем им с самого начала выплачивалась зарплата. Коммерческий риск оправдался: изделия выпущены малой серией, но уже стоят на 9 из 10 самолетов в России и продаются в Белоруссию и в Узбекистан.

И конечно, как бы ни был эффективен проектный подход, отраслевой ученый обязан хоть немного разбираться в экономике. «Речь идет не об увеличении количества часов в подготовке инженерных кадров, а о том, чтобы встраивать экономику в уже имеющиеся инженерные проекты студентов», — ​считает директор департамента поддержки новых бизнесов «Росатома» Дмитрий Байдаров.

Мифисты рассказали о предпринятых шагах по корректировке образовательных программ. Студентам предлагаются кейсы, решая которые они неизбежно делают вывод о степени экономической эффективности и целесообразности того или иного технологического решения и в конечном счете о его конкурентоспособности. Этот опыт без проблем можно и нужно перенести в другие опорные вузы «Росатома».

Владимир Шевченко
Ректор НИЯУ «МИФИ»

— Перед ведущими техническими университетами России поставлена задача выработать новые стратегии развития с учетом национальных проектов, национальных целей и перечня критических технологий. Речь идет также о переходе на модель университета 3.0 — ​университет не только готовит кадры и проводит НИОКР, но и создает с индустриальными партнерами бизнесы. Еще ни один университет в стране не делает это на системной основе, однако на базе производственной инфраструктуры такого мощного индустриального партнера, как «Росатом», делать это гораздо проще, чем в чистом поле.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: