От звезд до обечайки: культпоход по местам архитектурной славы Удомли и Волгодонска
Как дача «Чайка» объединила русских художников, почему Волго-Донской канал охраняют восьмиметровые казаки и какое отношение Владимир Высоцкий имеет к «Атоммашу»? Продолжаем серию краеведческих публикаций на основе лекции об архитектуре атомных городов экскурсовода Марии Никитиной. В этот раз речь о знаковых достопримечательностях городов-спутников Калининской и Ростовской АЭС.
Дача у озера
Места, где построена Калининская АЭС, в XIX веке привлекали своими завораживающими видами знаменитых русских художников. Чаще всего в Удомле вспоминают Исаака Левитана, который отразил красоту местных пейзажей более чем в 60 картинах. Сюда приезжали его ученики и друзья из художественной среды. Один из них — русский пейзажист Витольд Бялыницкий-Бируля. Он получил известность в 1892 году, когда Павел Третьяков купил у 20‑летнего студента его полотно «Из окрестностей Пятигорска», а с 1899 года имя художника появилось в каталогах передвижных выставок.
«Это художник, который учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у признанных мастеров — Константина Коровина и Василия Поленова. Еще студентом он начал отдавать предпочтение пейзажу. После окончания учебы сблизился с Левитаном, развивал его идеи. «Сходство в работах двух этих замечательных художников очень заметно, — говорит Мария Никитина. — Неподалеку от мест, где любил писать Левитан, Бялыницкий-Бируля покупает участок и строит деревянную дачу в стиле финского модерна. Причем сам выступает и как архитектор. Архитектура дома всегда имеет особенный характер, когда его проектируют для себя художники, архитекторы, скульпторы, дизайнеры».
В стилистике дачи есть характерные для модерна ломаные линии кровель и фасадов, разнообразной формы асимметричные окна, широко вынесенные карнизы со свисающими деревянными подзорами-«гирьками». На одном из фронтонов — изображение чайки, в честь которой дача и названа. По преданию, здание строила артель плотников из соседнего Осташковского уезда, они же возвели в окрестностях озера Удомля еще несколько аналогичных домов для богатых дачников.
На дачу к Бялыницкому-Бируле часто приезжали гости: друзья-художники, ученые, артисты, писатели — цвет русской культуры Серебряного века. Это практически единственная в области дореволюционная усадьба, которую не отобрали у хозяев после революции 1917 года. Бялыницкий-Бируля прожил на даче вплоть до своей смерти в 1957 году, затем в доме жила его супруга. Национализировали дачу лишь в 1978‑м, что позволило ей избежать участи большинства старинных усадеб, которые погибли или были полностью перестроены.
Кинотеатр-солнцерез
Один из лучших образцов удомельской архитектуры советского периода — кинотеатр «Звездный». Здание было построено в 1984 году. После развала СССР, как и многие аналогичные объекты, кинотеатр не вписался в новую экономическую реальность. Сейчас он заброшен и обнесен забором, зрительный зал выгорел, а собственник не спешит восстанавливать объект.
«Кинотеатр «Звездный» — пример позднего модернизма, который уже граничит с постмодернизмом. Модернистская архитектура стремится быть строгой, лишенной излишеств, универсальной, а архитектура постмодернистская, наоборот, про уникальность, про нарочитые украшения, — поясняет Мария Никитина. — Весь фасад кинотеатра-коробки состоит из череды бетонных скульптур в виде звезд. Они выступают как своего рода солнцерезы, не пуская внутрь прямого света, и в то же время сокращают количество остекления, чтобы было не так холодно. В простенках между этими бетонными скульптурами — витражные плоскости, которые особенно эффектно выглядят при солнечном свете. Это все, к слову, про борьбу с излишествами».
Мария Никитина отмечает, что разные части и элементы объекта призваны воздействовать на зрителя с разных ракурсов. Витраж эффектно смотрится изнутри, звезды лучше читаются на фасаде издалека, а кусочки смальты интересно разглядывать, когда вы подходите к строению вплотную. Космическое оформление кинотеатра связано с уроженцем Удомли космонавтом Олегом Макаровым. Рядом со зданием установлен его бюст.
Волгодонские скульптуры
«Волгодонск стоит на канале между Волгой и Доном. Само возникновение города связано со строительством этого канала и его обслуживанием, — рассказывает Мария Никитина. — Волго-Донской канал открыли в начале 1952 года. У него, как и у многих сложных гидротехнических сооружений, эффектная архитектура. В нашем случае — в стиле сталинского ампира, подразумевающего использование пропорций и декоративных элементов классического стиля архитектуры XIX столетия, опиравшегося, в свою очередь, на наследие Древнего Рима».
Главный архитектор канала — Леонид Поляков. Он учился в Академии художеств в Ленинграде, проектировал гостиницу «Ленинградская» и станцию метро «Октябрьская» в Москве, Дом промышленности в Екатеринбурге. Одни из наиболее известных сооружений комплекса судоходного канала — шлюзы № 14 и 15, которые находятся на границе Волгодонска. Вместе со скульптурной группой «Казаки» они стали самыми узнаваемыми символами города.
Статуи казаков, установленные на шлюзах, символизируют участие донского казачества в Великой Отечественной войне. Восьмиметровые скульптуры ваяли в Москве под руководством знаменитого скульптора Георгия Мотовилова. Весной 1952‑го их водрузили на две железобетонные башни высотой 30 м, из которых управляют шлюзами.
«Любовь» — не менее известная в городе скульптурная композиция, украшающая волгодонский сквер Машиностроителей. Предыстория памятника связана с 1980 годом, когда в СССР появился новый профессиональный праздник — День машиностроителя. Тогда главный архитектор города Анатолий Жмакин принял решение разбить рядом со строящимся Дворцом культуры завода «Атоммаш» новый сквер с памятником-фонтаном. Скульптор Василий Поляков, однофамилец архитектора шлюзов, получил свободу творчества. Его лишь попросили отразить в элементах оформления фонтана специфику работы атоммашевцев. Автор «Любви» посадил героев на обод огромного кольца, в котором атомщики легко узнают элемент атомного реактора — обечайку. На ней четко различимы четыре патрубка.
«В фигурах влюбленных часто угадывают образы Владимира Высоцкого и Марины Влади. В городе на момент установки в 1984 году были уверены, что это первый памятник певцу в СССР. Но сам скульптор никогда лично не подтверждал эту версию», — рассказывает Мария Никитина.
Еще один символ Волгодонска — скульптура «Мирный атом» на проспекте Курчатова. Стилизованные изображения электронов украшены виноградной лозой — историческим символом этих мест. Детали монумента — каркас, облицовки из нержавеющей стали — изготовили на «Атоммаше». В народе памятник получил прозвище «Бублик с изюмом». Изначально он был установлен у аэропорта в Цимлянске, а затем его перенесли в город. Охотники за цветным металлом постоянно снимают со скульптуры украшения-изюмины, их с той же настойчивостью восстанавливают.
Один из последних установленных в Волгодонске памятников появился в 2000‑м и связан с большой бедой. 16 сентября 1999 года в Волгодонске произошел теракт: возле дома № 35 по Октябрьскому шоссе взорвался грузовик ГАЗ‑53, начиненный взрывчаткой. Погибли 19 человек, сотни были ранены. Спустя год в микрорайоне В-У на месте взрыва разбили сквер Памяти жертв теракта и установили монумент — скорбящую женскую фигуру.