Девять жизней одного института: Петербургский «Атомэнергопроект» отметил 95‑летие

Один из главных проектных институтов атомной отрасли ведет свою историю от 1 сентября 1929 года. Созданный для воплощения в жизнь плана ГОЭЛРО по электрификации страны, институт стал ключевым в атомном проекте. Вспомним несколько эпизодов из его большой истории.

От ГЭС до АЭС

За 95 лет петербургский «Атомэнергопроект» сменил девять названий — ​одно сложнее другого. Свою историю он начал в 1929 году как Ленинградское отделение Государственного треста «Энергострой». Отделение состояло из конторы по изысканиям, конторы по проектированию и конторы по строительству. Задача — ​проектирование гидро(ГЭС) и тепловых (ТЭС) электростанций по всей стране. В отделении работали около 500 человек, все трудились над реализацией плана ГОЭЛРО, принятого в декабре 1920 года и ставшего, по сути, первым госпланом советской страны. Они разработали проекты Казанской ТЭЦ‑1, Кемеровских ГРЭС и ТЭЦ, Новосибирской ТЭЦ‑2, Балхашской ТЭЦ, Артемовской ГРЭС и десятков других. Во время войны процесс не остановился. Наоборот, работы стало еще больше: половина сотрудников ушла на фронт.

В 1951 году предприятие преобразуется в Ленинградское отделение Всесоюзного государственного проектного института «Теплоэлектропроект». Спустя три года проектанты получают абсолютно новое для себя задание — ​проектирование турбинного отделения и электрической части первой в мире АЭС в Обнинске.

Работа в поле

Практически все первые АЭС в стране строились под авторским надзором «Теплоэлектропроекта». Сотрудники проектировали Кольскую и Белоярскую АЭС, атомные станции «Богунице» и «Моховец» в Словакии, «Дукованы» и «Темелин» в Чехии, «Ловииса» в Финляндии. Для них разрабатывали типовые проекты главных корпусов и вспомогательных сооружений, фундаментов турбоагрегатов и градирен, дороги и коммуникации.

Например, для создания проекта Кольской АЭС в декабре 1963 года специалисты «Теплоэлектропроекта» обследовали шесть участков для выбора стройплощадки и места для жилого поселка строителей и эксплуатационников АЭС. Геодезисты и топографы прокладывали контуры огромной стройки среди сосен, берез, скал, бурелома и болот, озер и ручьев. Для размещения поселка нужно было учесть наличие готовых транспортных связей с промплощадкой, а также связь с районным и областным центрами, условия организации строительства, водозабора и проч. Одновременно с выбором площадки институт работал и над проектом двух энергоблоков будущей АЭС.

Проект АЭС‑2006

В 1993 году институт приобрел нынешнее имя — ​Санкт-Петербургский «Атомэнергопроект». В 1997‑м он заключил контракт на проектирование Тяньваньской АЭС с двумя реакторами ВВЭР‑1000. Особенность контракта — ​новые требования по обеспечению безопасности АЭС при запроектных авариях, включая ЧП с тяжелыми повреждениями активной зоны. Спустя 10 лет АЭС дала первый ток в энергосистему Китая.

Проект АЭС‑91, по которому строились китайские энергоблоки, стал основой для проекта энергоблока с ВВЭР нового поколения — ​АЭС‑2006. Параллельно свой вариант готовил московский «Атомэнергопроект». Москвичи стали генеральными проектировщиками двух энергоблоков на базе ВВЭР‑1200 Нововоронежской АЭС, а петербуржцы спроектировали два энергоблока на базе ВВЭР‑1200 Ленинградской АЭС. Московский проект получил название АЭС‑2006 В‑392М, петербургский — ​АЭС‑2006 В‑491.

Друг от друга проекты отличались в основном структурой построения применяемых систем безопасности. В частности, во втором варианте используется полностью четырехканальное построение, тогда как в первом — ​комбинация двухканальных и четырехканальных систем безопасности. Кроме того, в системе пассивного отвода тепла от парогенератора проектом В‑491 предусмотрено водяное охлаждение, а В‑392М — ​воздушное.

Петербургский проект оказался более востребованным — ​по нему построены энергоблоки Белорусской АЭС, строятся новые блоки для Ленинградской АЭС, «Сюйдапу» и «Тяньвань» в Китае, «Пакш» в Венгрии и «Эль­Дабаа» в Египте. Кроме того, в портфеле института — ​проект энергокомплекса по замыканию ядерного топливного цикла «Прорыв» и новейший энергоблок БН‑1200М на Белоярской АЭС.

Кубинская досада

Впрочем, не все проекты удалось реализовать. О кубинских приключениях вспоминает председатель совета ветеранов «Атомстройэкспорта» Лариса Мирончик, работавшая над проектированием АЭС «Хурагуа».

«Из Гаваны нас отвезли в поселок Хурагуа, что неподалеку от города Сьенфуэгос, расположенный в 350 км к юго-востоку от столицы, на берегу Карибского моря, — ​рассказала она. — ​Там под площадку АЭС было отведено даже не поле, а большое плато, на котором буквально на каждом сантиметре росла так называемая «мураба» — ​колючки выше человеческого роста. Сквозь эти тернии мы и пробрались в сопровождении кубинцев. «Здесь, — ​сказали нам гордо кубинские специалисты, — ​будет ось первого реактора на Кубе». Постепенно мы согласовали графики строительства, монтажа, поставки оборудования. Сначала поставляли оборудование для «стройдвора», так скромно именовалась огромная строительная база с мастерскими, станками, грузовым автопарком, строительными кранами — ​все из Советского Союза. Увы, этот великолепный объект, АЭС «Хурагуа», сильно модернизированный по сравнению с финским проектом АЭС «Ловииса» и в котором уже учитывался опыт чернобыльской аварии, был законсервирован. В СССР наступила перестройка, все платежи стали осуществляться в конвертируемой валюте. Видимо, это условие кубинская сторона принять не могла. Да, СССР построил на Кубе несколько тепловых станций на тех же кредитных условиях платежей, а вот атомной станции не повезло».

Три в одном

В 2020 году Санкт-Петербургский «Атомэнергопроект» стал частью Объединенного проектного института (ОПИ) «Росатома», который объединил московскую, нижегородскую и петербургскую команды. «Мы прошли взаимную интеграцию с ведущими подразделениями институтов, открыли филиалы в Египте и в Венгрии. Важно отметить, что, несмотря на объединение, у каждой из наших проектных школ сохраняется своя история, идентификация, традиции, характер, — ​подчеркнул первый заместитель генерального директора, главный инженер ОПИ Константин Ильинский. — ​После объединения мы подключаемся к другим проектам в зоне ответственности ОПИ: АЭС «Аккую» в Турции, «Куданкулам» в Индии и «Руппур» в Бангладеш».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: