«Росатом» подготовит федеральный проект по развитию Большого СМП
Участники проходившего в Архангельске форума «Арктика — регионы» поделились планами развития арктических регионов и Северного морского пути (СМП) и обозначили проблемы в судостроении, сервисах и грузоперевозках.
«Арктика в том понимании, которое мы используем сегодня, — по сути, синоним Северного морского пути. Это не географические, не климатические условия, это экономическое тяготение к СМП» — слова губернатора Архангельской области Александра Цыбульского можно считать квинтэссенцией содержания форума, потому что все вопросы обсуждались в контексте развития СМП.
Планы «Росатома»
«Росатом» готовит к утверждению федеральный проект по развитию Большого СМП. Главное его назначение — перевозка грузов между Санкт-Петербургом и Калининградом и Владивостоком. Спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики и зампредседателя одноименной госкомиссии Владимир Панов дал понять, что вкладываться в БСМП выгоднее, чем Восточный полигон — сеть железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке. Модернизация железной дороги между западом и востоком страны действительно увеличит пропускную способность, но она все равно будет ограничена возможностями самих путей.
У Большого Севморпути потенциал грузоперевозок зависит от инфраструктуры глубоководных портов, грузового флота и ледоколов. Наращиванием этих мощностей «Росатом» и занимается. Так, начинается дноуглубление в порту Бухта Север для проекта «Восток Ойл». Идет подготовка к аналогичным работам для Сырадасайского месторождения. Цель — чтобы в терминале могли загружаться суда дедвейтом 100 тыс. т. В Певеке строится терминал для плавучих энергоблоков, которые будут снабжать электричеством Баимский горно-обогатительный комбинат. Прогноз роста грузопотока показывает, что нужны еще четыре атомных ледокола. «К 2035 году ледокольная группировка, по крайней мере в нашем видении, должна достигнуть 18 единиц», — сообщил Владимир Панов.
Международный интерес
В глобальной логистике «черные лебеди» летят почти непрерывно: пандемия, теперь военный конфликт в Красном море. Перевозки через Суэцкий канал упали на 70 %, грузопоток теперь огибает Африку — логистика дорожает, убытки несут все участники мировой торговли. Иллюзий, что значимая доля их грузов достанется СМП, нет, но контейнерные перевозки там понемногу растут.
Так, в этом году транспортно-логистическая компания NewnewShipping Line выполнит 10 рейсов между Архангельском и портами Китая (в прошлом году был один, пробный). Управляющий директор Ке Цзинь отметил, что три-четыре месяца навигации мало, но выразил уверенность, что в ближайшие 10–20 лет СМП соединит Китай, Японию, Корею, Юго-Восточную Азию и Европу. А пока важно ускорить строительство глубоководного порта в Архангельске и увеличить возможности железной дороги. «Мы надеемся, что сможем участвовать в инвестициях в порт и железнодорожный терминал», — заключил Ке Цзинь.
С запросом на рейсы по СМП в «Росатом» обратилась еще одна китайская компания. Индия тоже заинтересована в таком сотрудничестве.
Каботаж вошел в реку
Развиваются на СМП и каботажные субсидируемые рейсы. В этом году их три, первый уже выполняется. Относительно экономических перспектив формата завязалась дискуссия. Как заявил первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, субсидии отменят, когда сформируется устойчивая грузовая база и появятся коммерческие предложения. Александр Цыбульский был конкретнее: 10–15 лет каботажные рейсы нужно субсидировать, потом они должны выйти на окупаемость и прибыльность.
В этом году «Росатом» планирует дополнить программу субсидируемых рейсов по СМП пробным рейсом по Енисею до Дудинки. Там грузы перевалят на суда арктического класса и отправят в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пилотный рейс, во-первых, должен показать потенциальную экономическую эффективность (если она есть, «Росатом» попросит правительство России поддержать проект). Во-вторых, предстоит выявить и проработать сложности на маршруте.
В целом, «Росатом» ожидает в этом году нового рекорда по грузоперевозкам — порядка 40 млн т. Результат прошлого года — 36,25 млн т.
Архангельск и Мурманск: порты и верфи
Один из ключевых проектов Архангельска — строительство района Архангельского морского торгового порта с глубинами свыше 14 м. Там можно будет без ограничений принимать суда стандарта «Панамакс», наиболее часто используемые в морских грузоперевозках. Пока они заходят в порт недозагруженные. Через 15–20 лет Архангельский морской порт сможет обрабатывать до 50 млн т грузов в год, пока — 6 млн т.
Второй важный проект — снятие ограничений, связанных с железнодорожной доставкой. По словам Александра Цыбульского, даже без строительства новых веток можно будет увеличить грузопоток на 5 млн т.
Мурманский порт тоже расширяется. Так, в конце года должно быть завершено строительство порта Лавна. Его проектная мощность — 18 млн т в год, но можно нарастить до 24 млн т. Запланировано строительство порта для Белоруссии — утвержден план мероприятий, начата реализация. Вместе с «Росатомом» прорабатывается проект строительства контейнеровозов, для этого расширена ТОР «Столица Арктики». На начальной стадии проработки реновация северного района Мурманского морского рыбного порта. «Мы уже шутим: пора копать новый Кольский залив», — сказал руководитель Корпорации развития Мурманской области Артем Кукса. Практически все участки, подходящие для портовых мощностей, в заливе уже заняты. Грузооборот Мурманского порта в 2022 году составил 56 млн т, в 2023 году — 58 млн т. План к 2030 году — 110 млн т.
Мурманская область также должна увеличить пропускную способность железнодорожных путей, потому что даже после того, как завершится проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, она составит лишь 45 млн т. Областные власти работают с РЖД и Минтрансом, чтобы изыскать возможность подвозить остальной объем.
В России большая потребность в судах разного типа, поэтому решается вопрос о новых верфях. Одну точно построят на Дальнем Востоке, а за место на Северо-Западе России еще можно посоревноваться. В пользу Архангельска говорит удаленность от недружественных соседей. Кроме того, в Северодвинске расположены предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), а значит, есть кадры и опыт. В Мурманске с этим не согласны и уверены, что в приоритете для верфи должен быть Мурманск, потому что именно там сосредоточена основная грузовая база для СМП.
В Морском регистре
Гендиректор Российского морского регистра судоходства Сергей Куликов рассказал, что в целом дедвейт судов под российским флагом по сравнению с данными на август 2023 года вырос на 40 %. «Фактически, произошло возвращение под родной флаг тех судов, которые эксплуатировались с другим флагом довольно длительное время», — пояснил он. Грузовой флот ледовых классов от Arc4 до Arc9 составляет 70 единиц совокупным дедвейтом 1,46 млн т. Строятся 16 судов совокупным дедвейтом 0,55 млн т.
Представители Российского морского регистра судоходства участвуют во всех комитетах Международной морской организации (IMO), отстаивая позиции, важные для эксплуатации флота в Арктике, в сфере экологии.
Сергей Куликов отметил, что в разы меньше стало доковых освидетельствований флота: «Судовладельцы, не имея судоремонтных мощностей, вынуждены гонять свой флот в Китай и Турцию, в Санкт-Петербург, чтобы отремонтировать. Поэтому надо серьезно говорить о доковых и судоремонтных программах. Мы занимаемся и аналитикой и будем участниками всех этих процессов».
Планы и мечты судостроителей
Заместитель гендиректора по инновационному и техническому развитию ОСК Василий Бойцов высказал много нетривиальных предложений для находящегося в непростой ситуации российского судостроения. Так, он предложил проектировать, строить и испытывать на базе Северного (Арктического) федерального университета суда на водородном топливе.
Поскольку с компонентной базой для дизель-электрических ледоколов возникли сложности, Василий Бойцов предложил оснащать ледоколы для работ в портах и спасательных операций (часть этих задач традиционно выполняли дизель-электрические ледоколы) атомными силовыми установками.
Еще одно предложение — строить подводные установки для добычи полезных ископаемых, так как они работают в стабильной внешней среде, на которую не влияют погода и льды.
«В ближайшее время мы будем свидетелями бума подводных технологий, преимущественно беспилотных. В ОСК есть технологии, которые позволяют вести подводную разведку, бурение и эксплуатацию», — заверил Василий Бойцов.
Также, по его словам, в мире растет интерес к арктическому туризму. «Мы делали эскизные проработки того, как может выглядеть круизное судно — ледокол. Думаю, что не в ближайшем будущем, а в среднесрочной перспективе место и возможности для таких судов наверняка появятся», — предположил представитель ОСК.
Арктическая среда
Практически все спикеры пленарной сессии признали: социальная среда в Арктике должна быть лучше, чем в центральных и южных регионах России, чтобы компенсировать суровые климатические условия жизни.
Для 16 опорных городов разворачивается проект обновления — не только в сфере градостроения, но и в структуре занятости. На Севере нужно больше высокотехнологичных рабочих мест, более высокие зарплаты. Начала действовать «Арктическая ипотека» с льготными ставками. В Архангельске запускают «Арктический квартал» — программу господдержки строительства для снижения цен на жилье. Для этого же разрабатывается программа доступного арктического арендного жилья. Все усилия направлены на то, чтобы Арктика, как в советские годы, привлекала молодых специалистов. Так, в «Норникеле» сделали ставку на улучшение качества интернета (компания протянула к норильскому кластеру оптоволоконную линию) и образования в рамках программы «Приоритет-2030».
Много на форуме говорили о том, что новые проекты в недропользовании, судостроении и логистике изменят качество труда с использованием современных технологий и обеспечат вузам заказ на подготовку специалистов и разработки. Огромные инвестиции откроют возможности для сервисных компаний, вырастут поступления в налоговые фонды. На эти деньги можно будет благоустраивать территории, строить спортивную и туристическую инфраструктуру, повышать качество жизни.