От Народного дома до Центра им. Славского: рассказываем о разнообразии архитектуры Димитровграда
Экскурсовод и историк архитектуры Мария Никитина прочла в павильоне «Атом» на ВДНХ лекцию об урбанистике. На ее основе «СР» начинает серию публикаций, посвященную архитектурным достопримечательностям атомных городов. Первый выпуск — о разнообразии архитектуры Димитровграда: от эклектики XIX века до советского модернизма.
Храм, которого больше нет
«Город назван в честь Георгия Димитрова, в Димитровграде ему, разумеется, поставлен памятник, — рассказывает Мария Никитина. — Но история этого поселения началась задолго до присвоения населенному пункту имени «болгарского Ленина».
50 лет назад Димитровград носил название Мелекесс. Деревня на этом месте появилась еще в XVII веке как военное поселение. Впоследствии там развилась торговля, было сосредоточено винокурение, мукомольное производство.
К концу XIX века Мелекесс получил статус посада — территории с торгово-промышленным населением. Для него была характерна сельская застройка, доминантами служили крупные каменные сооружения. Такие, например, как паровая мельница, которая принадлежала семейству купцов-старообрядцев Марковых, сколотивших состояние на кабаках».
Они во многом и сформировали каменную застройку Мелекесса. Самым выдающимся представителем семьи был Константин Марков, прослуживший главой Мелекесса 40 лет, вплоть до революции 1917 года.
На его руководство приходится время активного развития посада. В Димитровграде ему также установлен памятник, а имя до сих пор присутствует в топонимах — есть Марков пруд и Марков сад.
«При его непосредственном руководстве и участии построена главная достопримечательность Мелекесса — собор Александра Невского. Во второй половине XIX века в Российской империи активно строили соборы в честь этого князя — небесного покровителя Александра I, Александра II и Александра III. Например, в Москве планировали построить собор Александру Невскому на Миусской площади, который должен был стать вторым по величине после храма Христа Спасителя. В городах помельче самые крупные церкви и соборы часто посвящали именно этому святому. Мелекесс не стал исключением», — продолжает Мария Никитина.
Есть миф, что архитектором был не кто-нибудь, а столичный художник и архитектор Владимир Шервуд, автор проекта Исторического музея на Красной площади. Действительно, в конце XIX века он разработал первоначальный проект собора Александра Невского в Мелекессе, но церковные власти не приняли вариант Шервуда, посчитав его слишком вычурным и неканоническим.
Каменный храм возвели по проекту не менее талантливого архитектора Тадеуша Хилинского. Поляк по происхождению, он стал главным архитектором Самары, построил множество зданий и церквей по всей России, смешивая русский стиль с западными.
«В утраченном соборе соединяются черты древнерусской архитектуры и западноевропейского Средневековья. К древнерусскому наследию нас отсылает основной объем собора, в котором пересечение двух цилиндрических сводов увенчано пятью шатрами с главками. А от готики в нем — оформление круглых окон, напоминающих окна-розы, высокая колокольня, похожая на шпили готических соборов. Этакая попытка соединить русскую и европейскую традиции. К сожалению, собор до наших дней не сохранился: в 1954 году его по решению советских властей разобрали на стройматериалы. Но на старых фото видно, что он был важнейшей доминантой в городской среде», — отмечает Мария Никитина.
Построили всем миром
«Другие постройки, которые возводились под руководством Маркова, — это здания общественные. В частности, Народный дом. В чем их назначение? Это такие дореволюционные аналоги дворцов культуры и рабочих клубов, здания, которые строились для сотрудников какого-то производства или для городских жителей. В Народных домах читали лекции, устраивали любительские театральные постановки», — объясняет Мария Никитина.
Заказ на строительство Народного дома в Мелекессе по проекту самарских архитекторов Волошина и Крестникова поступил от посадской думы. Средства были выделены из казны, частично собраны жителями.
Строительство закончили в 1908 году. Спустя пять лет в городе появилось Мелекесское общество любителей музыкально-вокально-драматического искусства, среди учредителей которого был вездесущий Константин Марков. Народный дом с удобным залом и оборудованной сценой позволил Мелекессу принимать гастролирующие столичные театры, о чем можно найти сообщения в местных газетах 1920–1930 годов.
«Любительский театр, который начинал в Народном доме, впоследствии трансформировался в Димитровградский драматический театр. В этом здании также заметно соединение стилей. Вот, например, завершения на окнах с лепестками, как будто мы с вами смотрим на западный фасад готического собора. В то же время здание украшено рустом (накладка на фасад, выполненная из декоративного камня, кирпича, бетона. — «СР»), который является элементом классической архитектуры, пришедшим из античности. В целом стиль эклектики, соединения готики, древнерусского стиля, ренессанса, характеризует собой историческую застройку Мелекесса, которая сохранилась до наших дней», — продолжает Мария Никитина.
Памятник советского модернизма
«С появлением в городе Научно-исследовательского института атомных реакторов строятся новые общественные объекты. Среди них выделяется Научно-культурный центр им. Славского, открывшийся в 1987 году. Здание — памятник позднего советского модернизма. Модернизм — стиль интернациональный, чтобы почувствовать и оценить его, стоит вспомнить пять принципов современной архитектуры, сформулированных знаменитым архитектором Ле Корбюзье. Дом на ножках? Действительно, Научно-культурный центр им. Славского будто парит над землей. Ленточные окна? Угадываются. Плоская крыша? На месте. Свободная планировка и свободный фасад? Тоже на месте. Но здание не ограничивается модернизмом. В частности, оно не лишено украшений, что противоречит этому направлению: на фасаде есть орнаментальные вставки. Но самое главное — есть внутренний двор, где стоит бюст Ленина и буквально алтарь рядом с ним. По обеим сторонам этого алтаря — восемь гигантских мозаичных панно», — говорит Мария Никитина.
Научно-культурный центр им. Славского продолжает оставаться главной концертной, выставочной и научной площадкой Димитровграда.
Автор проекта здания — ленинградский архитектор Юрий Вуйма. Авторы мозаичных полотен из смальты — ленинградцы Василий Гусаров и Валентин Леканов. В создании каждой фрески использовано более 50 цветов и оттенков. В каждом квадратном метре мозаичных фресок — 10 тыс. кусочков смальты, а вес одной фрески — 2 т. Четыре мозаики посвящены Болгарии, четыре — СССР.
«Обратите внимание на их сюжеты. На болгарской стороне — Кирилл и Мефодий и появление кириллической письменности, потом события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и освобождение Болгарии от гнета Турции, освобождение Болгарии уже в 1944 году от нацистов. С советской стороны — революция, индустриализация с коллективизацией и полет Гагарина. Все восемь панно посвящены важным политическим вехам. Про атомпром тоже не забыли — на панно с полетом Гагарина в космос в уголке изображен Игорь Курчатов, один из главных «святых» иконографии декора зданий в атомных городах», — резюмирует Мария Никитина.