«Росатом» у причала: как устроен Владивостокский морской торговый порт
В конце 2023 года транспортная группа FESCO стала частью госкорпорации. Один из ключевых активов компании — Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Это морские ворота России в Азию и будущий перевалочный хаб Севморпути. Без выходных и праздников огромные краны выгружают там контейнеры, металлы, машины, зерно и многое другое. «СР» узнала, как работает этот новый для «Росатома» бизнес.
ВМТП — промышленная достопримечательность Владивостока и крупнейший универсальный терминал на Дальнем Востоке. Универсальный — потому что переваливает все виды грузов. В прошлом году их было 13,2 млн т.
Размеры порта поражают. Совокупная протяженность 14 причалов — 3,2 км, они длиннее самого известного символа Владивостока — Русского моста. Порт выглядит как город в городе, только вместо зданий — стройные штабеля контейнеров, над которыми возвышаются краны, по дорогам между «кварталами» постоянно движется тяжелая техника.
24 часа в сутки, семь дней в неделю, без праздников и выходных ВМТП принимает суда и поезда. В порту три терминала: контейнерный, универсальный и автомобильный. Расскажем о них подробнее.
Контейнерный терминал
Появление 20-футового морского контейнера в 1956 году открыло новую эру в мировой логистике. С тех пор это универсальная тара, пригодная для перевозки на судах, поездах, автомобилях, и условная единица измерения вместимости транспорта, терминалов. Она так и называется — ДФЭ, 20-футовый эквивалент.
Для ВМТП контейнерные грузы — основная специализация, и объем перевалки постоянно растет. Контейнерный терминал находится в южной части порта. Здесь могут принять одновременно три судна общей вместимостью 4,8 тыс. ДФЭ. На причалах их встречают пять кранов STS (ship to shore — «с моря на берег») грузоподъемностью по 60 т.
«Стропальщики раскрепляют контейнеры на судне, кран захватывает контейнер спредером, поднимает и опускает на прицеп тягача, — рассказывает начальник контейнерного терминала Виталий Меделян. — Тальман (см. «Портовые профессии». — «СР») осматривает каждый контейнер, сверяет номера, вносит данные в информационную систему. Рабочие снимают оставшийся крепеж. Контейнеры отправляются на временное хранение в определенную секцию».
Площадки для складирования раскинулись в тыловой части терминала. Там контейнеры штабелирует специализированная техника. Например, ричстакеры, их в терминале 30, поднимают контейнер на высоту 15 м и составляют пятиярусные штабеля.
В начале года порт обзавелся 11 кранами RTG, сделанными по собственному заказу. Эти краны контролируют скоростной режим, исключают раскачку груза и, главное, составляют штабеля в шесть ярусов. Таким образом к объему склада добавилось сразу 20%. В ближайшие пять лет планируется купить еще 14 таких кранов.
Контейнеры складируются партиями и ждут отправки по России и в другие страны СНГ.
«Если груз отправляется железной дорогой, его доставляют тягачом на железнодорожный фронт, ричстакер или кран RTG ставит контейнер на фитинговую платформу или полувагон. Если груз забирает автовоз, ричстакер или кран перемещает контейнер со штабеля на прицеп», — продолжает Виталий Меделян.
На территории терминала находится пункт таможенного досмотра с мобильным инспекционно-досмотровым комплексом. Чтобы проверить товарную партию, сотрудникам Федеральной таможенной службы не нужно вскрывать контейнер. Его подвозят к рамке комплекса на тягаче, и через несколько секунд оператор видит на экране компьютера все содержимое в деталях.
В терминале пять технологических линий, к каждой прикреплена команда из 11 сотрудников: крановщиков, сигнальщиков, стропальщиков, тальманов и водителей тягачей. Всего в терминале работают 550 человек.
Универсальный терминал
Здесь переваливают зерно, металл в слябах и рулонах, объемные стальные конструкции, тяжелую строительную технику — в общем, любые грузы независимо от их формы и размера. И конечно, контейнеры.
«К нашим грузам нужен индивидуальный подход, — объясняет начальник терминала Дмитрий Воронкин. — Например, разные типы металлов разгружают по-разному: алюминий в виде слябов — краном, а затем автопогрузчиком, чугун — электромагнитным захватом и грейфером. Зерно и другие насыпные грузы не хранятся в порту, их мы обрабатываем сразу. Используем саморазгружающиеся вагоны с люками внизу — хопперы. На причале снимаем хопперы с тележек, поднимаем и разгружаем прямо над судном».
Для такого широкого спектра грузов и техника требуется разнообразная, со сменным такелажем. Краны оборудуют и спредерами для контейнеров, и крюковыми подвесками, и грейферами, и различными рамами и балками для тяжелых машин. Большая часть грузозахватных приспособлений спроектирована технологами порта и произведена в мастерских ВМТП.
56
кранов обслуживают ВМТП
Кроме ричстакеров, тягачей, кранов разной конфигурации здесь работают автопогрузчики грузоподъемностью от 2 до 46 т. Нужно добавить, что причалы в приоритетном порядке обслуживают суда с социально значимыми грузами для дальневосточных регионов, где навигация ограничена по времени: Камчатки, Сахалина, Магадана, Чукотки. Доставка медикаментов и товаров первой необходимости, фруктов и овощей, одежды туда возможна только по морю или по воздуху.
Автомобильный терминал
Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ) — крупнейший на Дальнем Востоке. Там переваливают практически всю легковую и грузовую технику, которая поступает в Россию из стран Азии: автомобили, краны, самосвалы, экскаваторы.
В последнее время в общем грузопотоке неуклонно растет доля китайских автомобилей напрямую с заводов-изготовителей: Chery, Jaecoo, Haval и др.
Большую часть машин доставляют суда типа Ro-Ro (от англ. roll — «катить»). Они оборудованы аппарелями, и легковые автомобили выезжают на причал своим ходом. Негабаритный транспорт и крупную колесную технику выгружают краны. За шесть месяцев этого года терминал принял более 35 тыс. машин.
«Пропускная способность ВАТа — 12 тыс. автомобилей в месяц, — говорит гендиректор ВАТа Иван Мироненко. — Все вносится в онлайн-систему порта, так что распределение на стоянке, поиск авто и таможенное оформление максимально автоматизированы».
Если за машиной приезжает клиент, выдача занимает, как правило, не больше 15 минут. Для отправки партий машин на автовозах есть площадки для загрузки. В рамках сервиса FESCO Automotive машины доставляются по железной дороге в вагонах-сетках. Будущий миллионник Владивостокский морской торговый порт уже 4,5 года опережает отечественные порты по контейнерообороту. За 2023 год он обработал 860 тыс. ДФЭ — на 40% больше, чем ближайший конкурент.
«Мы обновляем парк техники, модернизируем пространство терминалов и внедряем цифровые решения для оптимизации внутренних процессов, — рассказывает управляющий директор ВМТП Николай Ермолаев. — Эти меры позволят нам к 2028 году стать портом-миллионником. ВМТП ведет большую работу по цифровизации сервисов и внедрению электронного документооборота. Мы одними из первых в стране полностью ушли от бумажных носителей при оформлении грузов. Для этого внедрена цифровая система, в которой отслеживаются все перемещения контейнеров на территории терминалов. Что особенно важно, в электронной системе порта по принципу единого окна могут работать госрегуляторы, в том числе Федеральная таможенная служба и Россельхознадзор. Это позволило на двое-трое суток сократить время пребывания грузов в порту».
Портовые профессии
В ВМТП работают люди с редкими для «Росатома» профессиями. Например, докер участвует в погрузке и разгрузке судов. Стивидор руководит этими операциями. Тальман отвечает за учет грузов при погрузке или выгрузке. Лоцман — портовый специалист, который помогает судну пройти к причалу и пришвартоваться.
Для Севморпути
Отдельный проект на базе ВМТП — создание Восточного транспортно-логистического узла, части большого проекта «Росатома» по организации регулярной контейнерной линии через Севморпуть. Современный глубоководный терминал с двумя причалами будет построен рядом с контейнерным терминалом.