«Росатом» первым в мире готовит персонал для реакторов поколения IV

Новые учебные курсы Техническая академия «Росатома» разработала в сотрудничестве с экспертами проекта «Прорыв» и департамента научно-технических программ и проектов госкорпорации.

Опытно-демонстрационный энергокомплекс с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300 — первый образец внедрения атомных технологий четвертого поколения. Блок мощностью 300 МВт — ключевой элемент строящегося на базе Сибирского химкомбината (СХК) в Северске комплекса, который позволит в промышленных масштабах отработать рециклинг ядерного топлива. Неудивительно, что первые курсы подготовки для персонала установок поколения IV главным образом посвящены знакомству с БРЕСТом.

«Уже сейчас, помимо сооружения инновационного реактора, ведутся масштабные работы по формированию в России новой атомной энергетики, базирующейся на применении реакторов поколения IV с металлическим теплоносителем и технологий замкнутого ядерного топливного цикла. Такие технологии требуют высокой квалификации, знаний и компетенции в области инновационных реакторных технологий», — отмечает директор центра «Новая атомная энергетика» Московского филиала Технической академии «Росатома» Антон Дьяченко.

Слушатели первых курсов работают на проектное направление «Прорыв». В этом году 20 отраслевых организаций подали заявки на обучение более чем 300 сотрудников.

«Всего на этот год запланировано 19 учебных мероприятий по новым курсам. Помимо курса по БРЕСТу обучение ведется по направлению «Базовые принципы двухкомпонентной ядерной энергетики». Оно посвящено предпосылкам к развитию двухкомпонентной ядерной энергетики, отдельным технологическим решениям, которые реализуются в рамках проекта «Прорыв», — рассказал Антон Дьяченко.

В этом году Техническая академия «Росатома» запустит курсы «Оборудование и системы турбинного отделения БРЕСТ-ОД-300» и «Технология производства смешанного нитридного уранплутониевого топлива». Они формируют единое представление о полномасштабном развертывании замкнутого ядерного топливного цикла и вводе в эксплуатацию инновационных энергетических реакторов четвертого поколения.

Выезд слушателей на строительную площадку опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭКа), во всяком случае на первом этапе, не планируется.

«Принимая во внимание зачастую высокую загрузку персонала, а также пожелания организаций, мы формируем краткосрочные курсы, не предполагающие технических туров на площадку в Северске, — поясняет Антон Дьяченко. — Но преподаватели туда обязательно поедут, проведут занятия для сотрудников СХК, вовлеченных в работы по сооружению и вводу в эксплуатацию ОДЭКа».

В перспективе аудитория расширится. «Департамент научно-технических программ и проектов «Росатома» ведет сотрудничество с опорными вузами, чтобы ориентировать студентов на работу в инновационных направлениях ядерной энергетики. К этой деятельности мы тоже подключены. Так, в августе планируется обучение по материалам базового курса, который читается в академии, для преподавателей Томского политехнического университета. После этого базовый курс будет внесен в учебный план вуза», — сообщил Антон Дьяченко.

Спецрезерв на будущее

Проблема подготовки кадров для работы на новых реакторных установках обсуждалась на «Атомэкспо-2024». По оценке руководителя департамента ядерной энергии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Михаила Чудакова, к 2050 году потребность в кадрах для мировой атомной энергетики вырастет в четыре раза — до 8 млн человек. Чтобы помочь индустрии, МАГАТЭ проводит международные школы для специалистов из стран-новичков, учреждает стипендиальные программы для обучения в магистратуре по ядерным дисциплинам.

В «Росатоме» уверены: чтобы обеспечить инновационную энергетику кадрами, нужны нестандартные решения. Одно из них — формирование спецрезерва из сотрудников действующих АЭС. «Специализированный резерв сформирован из специалистов (сегодня их уже 1,5 тыс.— «СР»), пожелавших работать на блоках, строящихся в России и за рубежом, — рассказал на форуме первый заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Джумбери Ткебучава. — Мы их к этому готовим. На Белоярской АЭС создан специализированный резерв оперативного персонала: будущие сотрудники энергоблока с БРЕСТ-300 приобретают опыт работы на быстрых реакторах. На втором этапе они пройдут обучение в Технической академии «Росатома» непосредственно по технологии БРЕСТ-300 и затем — стажировку на строящемся блоке в период пусконаладочных работ. По такой же схеме будет готовиться персонал для БН-1200 и БР-1200».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: