На ПАТЭС готовятся ко второму этапу уникальных ремонтных работ

Восстановление проектной мощности реакторных установок — основная задача, которую решают в ходе ремонтных кампаний на первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Все операции должны быть завершены в 2025 году.

134 дня на ремонт

Прошлый год стал пилотным — в ходе проведения планово-предупредительного ремонта (ППР) по месту базирования станции в Певеке выполнена первая в эксплуатации ПАТЭС перезагрузка активной зоны реактора и осуществлена замена внутренних устройств (ВУ) двух парогенераторов на реакторе правого борта. Работы заняли на 40 суток меньше отведенных на них 211. Причем в этот период станция ни на минуту не прекращала выработку электроэнергии.

На 2024 год запланирована перезагрузка топлива и замена трех ВУ парогенераторов на реакторе левого борта.

«В нынешнем году, с учетом полученного опыта, график будет оптимизирован, планируемая длительность ремонтной кампании, несмотря на увеличенный объем работ, составит 134 дня, — делится планами первый заместитель директора по производству и эксплуатации АЭС — директор департамента по эксплуатации АЭС и управления ядерным топливом «Росэнергоатома» Александр Дорофеев. — Кроме того, на втором реакторе смонтируют дополнительные рекомбинаторы водорода, которые предотвращают образование взрывоопасных концентраций водорода в защитной оболочке. Все операции планируем осуществить в срок с 16 июня до 1 ноября, то есть до начала осенне-зимнего максимума потребления электроэнергии на Чукотке».

Выйти на проектную мощность

Главная цель работ — восстановить проектную мощность ПАТЭС, то есть довести ее до уровня 70 МВт, отмечает главный технолог управления по эксплуатации несерийных реакторных установок «Росэнергоатома» Сергей Канаев. Один из основных вопросов, которые нужно решить для этого, — замена ВУ парогенераторов. Всего на ПАТЭС установлено восемь парогенераторов, по четыре на каждом борту. На семи из-за выявленных дефектов пришлось заглушить часть теплообменных трубок, что привело к снижению паропроизводительности парогенераторов и, соответственно, располагаемой мощности ПАТЭС. Два ВУ заменили в прошлом году, три планируется заменить в этом, а оставшиеся два — в 2025-м. После замены двух парогенераторов на правом борту мощность реакторной установки № 1 уже восстановлена на 85 %.

На замену дефектных ВУ парогенераторов идут донорские, заимствованные со списанного большого атомного разведывательного корабля «Урал», атомщики нашли их на Дальнем Востоке и после ряда испытаний и освидетельствований подтвердили возможность безопасного применения на плавучем энергоблоке (ПЭБ). Параллельно организовано изготовление новых ВУ на Балтийском заводе. Но их производство — дело небыстрое. В навигацию 2024 года завод успевает поставить только одно устройство. Поэтому из трех запланированных к замене в этом году ВУ два опять будут донорскими.

А вот к началу ППР 2025 года Балтийский завод обещает изготовить уже два новых ВУ, что позволит полностью закрыть правый борт и в целом решить проблему с парогенераторами на плавучем блоке.

Вместо пяти лет работы — двенадцать

«Результаты теплотехнических испытаний подтвердили, что донорские ВУ обеспечивают проектные параметры реакторной установки КЛТ-40С, — отмечает главный эксперт управления по эксплуатации несерийных реакторных установок «Росэнергоатома» Антон Марков. — В планы концерна входит продление срока службы внутренних устройств за пределы тех пяти лет, которые установлены для них на сегодняшний день. Для этого требуется проработка ряда технических вопросов с проектными, конструкторскими и материаловедческими организациями. Твердо можно сказать одно: благодаря использованию донорских ВУ возможна своевременная компенсация возникающего дефицита по выработке электроэнергии в Чаун-Билибинском энергоузле. Что касается родных для ПАТЭС ВУ производства Балтийского завода, которые после отладки технологического процесса будут устанавливать в 2024 и 2025 годы, их эксплуатация рассчитана на 12 лет».

Кстати, в следующем году, впервые на плавучем блоке, замену ВУ планируется делать с невыгруженной активной зоной на правом борту. Технологии и требования безопасности это позволяют.

Вырезка и сварка

«Самым важным для проведения планово-предупредительного ремонта 2024 года было своевременно получить уникальные станки для вырезки выемных устройств, которые для концерна изготовила фирма «Пролог», — рассказывает Антон Марков. — В прошлую кампанию выемные устройства парогенераторов вырезали одним станком, в эту будем вырезать уже тремя. Кроме того, «Пролог» изготовил в дополнение к уже находящемуся на борту ПЭБ сварочному аппарату фирмы «Прогресс» свой уникальный двухмодульный станок, обеспечивающий вырезку и сварку. Применение всего этого инновационного оборудования позволяет проводить ремонт с высоким качеством и существенным сокращением сроков работ».

Тем временем на другом конце страны, в Научно-исследовательском технологическом институте им. Александрова в Сосновом Бору, проходят диагностику и испытания вырезанные дефектные ВУ. По окончании этой работы, в которой также задействованы ОКБМ им. Африкантова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», концерн получит заключение о коренных причинах и местах разгерметизации трубных систем.

СПРАВКА

ПЭБ «Академик Ломоносов» оснащен двумя реакторами типа КЛТ-40С. Замена ядерного топлива на них происходит не так, как на стандартных наземных АЭС, где оно частично заменяется один раз в 12–18 месяцев. На ПЭБ требуется один раз в несколько лет полностью выгрузить всю активную зону реактора и загрузить свежее топливо. Кассеты с ядерным топливом и ВУ парогенераторов доставляют в порт Певека по Севморпути.

Основные крупногабаритные грузы для ПАТЭС по Севморпути перевозит судно «Архангельск» Северного морского пароходства. Проектно-конструкторское сопровождение на всех этапах ремонтных работ осуществляют ОКБМ им. Африкантова и ЦКБ «Айсберг», вырезку и замену ВУ парогенераторов — «Атомэнергоремонт».

Специализированное оборудование поставляют фирмы «Пролог» и «Прогресс», транспортно-упаковочные комплекты для транспортировки ВУ по договору с ОКБМ им. Африкантова — компания «Металкомп».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: