Отдала голос хору: что пение дает ведущему инженеру ВНИИНМ

Ведущий инженер Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов Екатерина Кетоева 18 лет поет в Академическом хоре Университета науки и технологий «МИСИС». Мы узнали, что ей дает это увлечение, где лучше звучит голос и как передаются песенные традиции в семье.

Три месяца уговоров

В хор Екатерину Кетоеву привели буквально за руку. На юбилее коллеги она познакомилась с солисткой Ларисой Князьковой и между делом призналась, что любит петь, но не в присутствии посторонних. Та посоветовала прийти на прослушивание. Чтобы преодолеть стеснение, понадобилось три месяца уговоров.

«Сперва меня записали в альты. Позже выяснилось, что у меня все-таки сопрано, — вспоминает Екатерина Кетоева. — Вначале самым сложным было держать партию. Я пою с детства — в нашей семье пели все. За столом обязательно заводили песню: от советской классики вроде Александры Пахмутовой до русских народных. Но петь в унисон совсем не то же самое, что в хоре. Мне сложно было привыкнуть, что рядом люди исполняют свои партии по другим нотам, и я часто «сползала» на соседей. Со временем научилась не фальшивить и вести только свою вокальную линию».

Делать зарядку для укрепления голосовых связок, пить перед выступлением теплый чай и ни в коем случае не есть орехи перед выходом на сцену, чтобы голос не дребезжал, — этим нехитрым правилам хористка обучилась быстро. Дважды в неделю она откладывает все дела и бежит на двухчасовую репетицию. «Душа просит, — говорит Екатерина Кетоева. — Я проделала большую работу, многому научилась и горжусь собой. У меня после репетиции самочувствие всегда лучше, чем до. Выравнивается давление, поднимается настроение. Иногда я с ужасом думаю, как много потеряла бы, если бы не пришла на прослушивание».

Небесные голоса

У хора плотный график выступлений, частые поездки на фестивали. В апреле коллектив пел в филармоническом зале Череповца, выступал на встрече хоров предприятий «Фосагро» и на концерте для участников СВО в Центральном военно-клиническом госпитале им. Вишневского. «Где мы только не пели, — говорит Екатерина Кетоева. — На улицах, в церквях и соборах, филармониях и домах культуры. Приятно, когда звук ничто не портит. Помню, как измучились в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге: там много глухих мест, никого рядом практически не слышишь — только себя. Петь в таких условиях тяжело. Лучший звук был в церкви Исидора Блаженного XVI века, где проходил фестиваль «Хоровой собор в Ростове Великом». Она малюсенькая, пришлось открывать окна и двери, слушатели стояли на улице, и все равно получилось прекрасно. Акустика такая, что голоса будто в небо улетают, прямо к Богу. Красота, объем и сила одновременно».

На протяжении 60 лет художественным руководителем коллектива была заслуженный работник культуры Лидия Волчкова. Она создала школу пения в МИСИСе. «У нас есть люди, которые поют в хоре со дня его основания, а это, между прочим, уже 72 года! — рассказывает Екатерина Кетоева. — Недавно басам Анатолию Шелесту и Александру Гиммельфарбу исполнилось 90 лет. Лидию Васильевну, которая, к сожалению, умерла полтора года назад, сменила Екатерина Сидорова, выпускница кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. Чайковского».

Рецензия сына

Песен, которые поют в семье Екатерины Кетоевой, в репертуаре академического хора почти нет. Она даже рада: открывается новый мир. «Мы исполняем русские народные песни, песни военных лет, классику и духовную музыку, — перечисляет наша героиня. — Духовная музыка — огромный пласт культуры, я даже не догадывалась о его существовании. А теперь очень люблю. «Отче наш» Чайковского или «Вечери Твоея тайныя» Алексея Львова — ах, как все это звучит в исполнении на четыре голоса!»

Ценить музыку Екатерина Кетоева приучила сначала сына Руслана, а теперь внучку Ксению. Девочка сама не поет, но музыку любит и хорошо ее чувствует. «На очередную годовщину Победы наш хор пригласили принять участие в концерте на Поклонной горе, — рассказывает Екатерина Кетоева. — Руслан с Ксюшей пришли нас послушать и на меня посмотреть. В программу включили только два наших номера, причем в самом конце шестичасового концерта: мы пропускали вперед коллективы, приехавшие издалека. Боялись, что нас будут слушать вполуха. Но когда мы запели: «Эх, дороги… Пыль да туман…», зрители, по словам моего сына, просто замерли. У него самого было ощущение, что на губах вкус пыли тех дорог. Это самая ценная для моего сердца рецензия».

В репертуаре хора около 80 песен. Новую разучивают два-три месяца. Запомнить слова — самое простое. «После того как каждый из нас выучит свою партию, отшлифует исполнение, создав уникальный звуковой рисунок, руководитель соединяет все, и случается настоящее чудо, — восхищается Екатерина Кетоева. — Разрозненные голоса сливаются воедино, наступает потрясающая гармония».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: