Огонь, вода и композитная каска: как меняется снаряжение атомных пожарных
30 апреля пожарная охрана России отметила 375‑летие. История пожарной службы в атомной отрасли насчитывает 77 лет, и за эти годы ее арсенал изменился радикально. Как именно, «СР» рассказали в подразделениях Специального управления Федеральной противопожарной службы № 72 МЧС России.
Автомобиль
Первая пожарная часть на строящейся Нововоронежской АЭС размещалась в сарае на пустыре. Из техники — автомобили ПМГ‑36 и ПМЗ‑13. Сейчас на вооружении станционных нововоронежских пожарных порядка трех десятков единиц спецтехники, в том числе аварийно-спасательный автомобиль с функциями радиационной и химической разведки. Машина может контролировать радиационную обстановку и оценивать последствия радиационных аварий.
Для устранения возгораний на плавучей АЭС «Академик Ломоносов» у пожарных на вооружении автомобили «северного исполнения», работающие при температуре –60 °C. Они оборудованы дополнительными отопителями, обеспечивающими подогрев кабины, насоса, емкостей с водой и проч.
Ствол
В XX веке тушение электроустановок под напряжением пожарными стволами было сопряжено с особым риском: вода отлично проводит электричество, и при прямом попадании струи на необесточенное электрооборудование пожарные рисковали жизнью. Сейчас используются стволы AWG. Благодаря девяти встроенным соплам они распыляют воду, гарантируя безопасность людей. Стволы этой марки используют для тушения электрооборудования под напряжением до 10 тыс. вольт и горючих жидкостей вроде масла и лака.
Каска
Время металлических пожарных касок в СССР закончилось в 1973 году. Вместо них начали использовать пластмассовые. Пожарные на предприятиях «Росатома» работают в надежных и удобных касках Dräger HPS 7000. Композитный корпус и внутренняя оболочка из полиуретана защищают от мощного теплового излучения и механического воздействия.
Диспетчерский пункт
Справочная спецчасти по охране Кольской АЭС в 1970‑е работала так: диспетчеру поступал сигнал, обозначающий помещение станции, в котором произошло возгорание, он нажимал на справочной машине соответствующую кнопку, на барабане прокручивалась схема особо значимых объектов станции и останавливалась на странице загоревшегося помещения, где предлагался самый короткий маршрут движения пожарных. На всю операцию уходило две-три минуты.
Теперь этот процесс полностью автоматизирован. Сигналы о срабатывании сигнализации приходят на приемно-контрольные приборы того же пункта спецчасти Кольской АЭС. Диспетчер пожарной части на компьютере видит номер здания, этаж, помещение и направляет пожарный расчет к месту происшествия. Процесс аналогичный, но техника сделала его быстрее и надежнее: время реагирования сократилось до минуты.