Подарок конем: приметы времени на выставке к 60‑летию Белоярской АЭС
В апреле в выставочном зале Заречного открылась экспозиция, которую собирали всем миром. Ветераны и сотрудники станции делились раритетами из личных архивов: наградами, письмами, фотографиями, памятными подарками и вещами эпохи 1960‑х — от дисковых телефонов до калькуляторов. Мы выбрали топ‑5 экспонатов, каждый со своей историей.
ТУК на гужевой тяге
В 1959 году на строительстве атомной станции побывал будущий американский президент Ричард Никсон. По воспоминаниям очевидцев, во время визита навстречу иностранной делегации выехала гужевая повозка, перевозившая строительный инвентарь. Это дало повод для бесконечных шуток: «Русские строят атомную станцию на лошадях!» Конечно, на стройплощадке хватало и колесной, и гусеничной техники, но из песни слов не выкинешь — лошадь там тоже была. К 40‑летию Белоярской АЭС делегация Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики» (РФЯЦ-ВНИИТФ) обыграла легендарный эпизод, заказав деревянную скульптуру, где лошадь тянет на телеге ТУК‑84 — транспортно-упаковочный комплект для отработавших тепловыделяющих сборок первых реакторов Белоярской АЭС. Разработал такой ТУК в 2003 году РФЯЦ-ВНИИТФ совместно с «Уралхиммашем». К этому моменту первые энергоблоки АМБ‑100 и АМБ‑200 давно были остановлены, подошел срок безопасного вывоза сборок на переработку. Вот и тащат лошадь с мужиком необходимую для этого упаковку. Подарок директору АЭС Николаю Ошканову (возглавлял станцию с 2002 по 2009 год) вручил Георгий Рыкованов, тогда директор ядерного центра, а сегодня научный руководитель ВНИИТФ.
Телефон руководителя
Историю этого экспоната рассказывает обладатель раритета, помощник директора станции Андрей Кузнецов: «В 1990‑е годы на Белоярской АЭС проводили конкурс художественной самодеятельности, каждый цех готовил выступление. В нашем номере одним из персонажей был диспетчер автохозяйства. Понадобился соответствующий реквизит. Я обратился в службу связи за помощью. Где‑то на складе нашли старый телефон, словно рожденный для нашей постановки. После конкурса он, беспризорный, долго стоял в бухгалтерии. Потом был какой‑то ремонт, и сотрудницы хотели выбросить аппарат, но я забрал его себе. Точно такой же телефон был в 60‑х годах у папы на работе, он был главным инженером в учебном хозяйстве свердловского сельхозинститута».
Ключ от БН‑600
8 апреля 1980 года перед зданием первой очереди Белоярской АЭС со знаменитым барельефом Курчатова прошел праздничный митинг, энергоблок № 3 с реактором БН‑600 только что дал первый ток в энергосистему Урала. Этот памятный ключ бригадир монтажников Виктор Семянников вручил директору Белоярской АЭС Вадиму Малышеву (возглавлял станцию с 1973 по 1986 год) в знак того, что управление энергоблоком переходит от строителей к эксплуатационникам.
Знамя чешского Тахова — города-побратима Заречного
Это переходящее знамя социалистического соревнования по производительности труда между подразделениями Белоярской АЭС. Последним перед распадом СССР его получил реакторно-турбинный цех № 1. Попало знамя на АЭС из чехословацкого города-побратима Тахова, в окрестностях которого шла добыча урана. Первые контакты между зареченцами и таховчанами начались в 1970‑х. В Тахове побывали многие сотрудники Белоярской станции, некоторым даже удалось поработать там по программе обмена опытом «От станка — к станку». Такие поездки рассматривались прежде всего как возможность посмотреть другую страну, заграничного туризма в СССР тогда практически не было, а тут бесплатная командировка.
Ковер с Курчатовым
Предположительно, ковер изготовлен на ковровой фабрике «Худжум» в Самарканде (Узбекистан). Был заказан в качестве подарка главному инженеру Белоярской АЭС и еще пяти сотрудникам станции к пуску энергоблока № 3. Выставочный экземпляр принадлежал начальнику электрического цеха Виктору Елсукову, который вложил немало труда в запуск и эксплуатацию БН‑600.