Глава «Росатома» Алексей Лихачев — о росте зарплат в отрасли
Более полувека в Электростали делают топливо для реакторов и ледоколов. «Выбрав Машиностроительный завод местом первого дня информирования 2024 года, мы подчеркиваем значение топливного дивизиона для развития атомной энергетики и продвижения российских ядерных технологий за рубежом» — так начал встречу с сотрудниками отрасли 15 марта глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Коротко перечислив знаковые пуски, стройки, отгрузки и внедренные в 2023 году технологии («Мы хорошо поработали, о чем свидетельствует и число госнаград — свыше 700»), Алексей Лихачев остановился на задачах этого года. Из основных — провести все намеченные физпуски в России и за рубежом, сдать первый объект проекта «Прорыв» в Северске — модуль фабрикации-рефабрикации топлива, и первые экотехнопарки в Саратовской и Курганской областях, принять в эксплуатацию новый атомный ледокол «Якутия» и проч. Но есть и общие задачи, стоящие перед всей отраслью. О них — подробнее.
О зарплатах и эффективности
В прошлом году зарплаты индексировали дважды: планово — в сентябре, внепланово — в декабре. Кроме того, досрочно выплатили 50 % годовой премии. В марте переведут еще 25 %.
На этот год в бюджет заложен рост средней заработной платы на 9 %. «Это на 2,4 % больше, чем прогнозируемая инфляция — 6,6 %. Но целимся мы в больший рост зарплат — на 12 %, — сообщил Алексей Лихачев. — На прошлом дне информирования я сказал, что рост зарплат должен обязательно сопрягаться с ростом эффективности и производительности труда. Результаты первого квартала в целом уже понятны. Сейчас порядка 60 % предприятий показывают темпы развития, которые позволят принять индивидуальные решения о дополнительном пересмотре стимулирующих надбавок, повышении оперативных премий и годовых бонусов. Повышение доходов сотрудников — это наша общая задача. И здесь важно искать резервы для роста эффективности: соблюдать графики реализации проектов, внедрять новые высокопроизводительные технологии в производство и управление, работать над снижением бюрократии и ростом цифровизации. Все это должно быть в фокусе внимания каждого руководителя».
О стройках «без аврала и подвига»
В капитальном строительстве стоят масштабные задачи: реализация проекта «Прорыв», возведение энергетических и экологических объектов, медучреждений и проч. «Объем нашей строительной программы постоянно растет. Поэтому все большее значение приобретает качество управления такими проектами, — подчеркнул Алексей Лихачев. — И нам есть над чем поработать. Мы до сих пор не достигли целевого состояния по ритмичности строек. Их подавляющее большинство по-прежнему реализуется в режиме аврала и подвига. Мы нередко накапливаем проблемы, а потом для их решения требуется уже общеотраслевая мобилизация. Это относится как к крупным строительным проектам, так и к относительно небольшим, но чрезвычайно важным. Поэтому совершенствование системы управления строительными проектами приобретает особое значение. Мы пришли к пониманию, что каждый строительный объект должен иметь эшелонированную систему управления. Кроме руководителя проекта, который отвечает за строительство и управляет всем, что происходит на площадке, будут усилены роли заказчика и куратора. Заказчик задает требования и отвечает за то, чтобы объект эффективно вписался в эксплуатацию. А куратор осуществляет контроль и организует междивизиональное сотрудничество, при необходимости взаимодействуя с внешними партнерами. Эта модель уже отработана в деталях и в дальнейшем будет внедрена на всех строительных объектах».
О господдержке городов
Стратегическая линия «Росатома» — рассматривать город и предприятие как единый организм, не делить повестки их развития, напомнил Алексей Лихачев. «Но если за производство отвечаем мы, то для развития городской инфраструктуры, решения проблем транспорта и ЖКХ очень важна государственная поддержка, — констатировал он. — Например, для Краснокаменска по поручению президента страны разработан мастер-план и программа развития. Певек, также в соответствии с поручением президента, вошел в состав опорных территорий Арктической зоны. Наша задача ближайших лет — сделать так, чтобы каждый атомград был вписан в федеральные программы поддержки. Это обеспечит масштабные инвестиции в городскую инфраструктуру, ЖКХ, транспорт».
Тема поддержки городов поднималась, в том числе, на правительственном часе в Госдуме и встретила полное понимание у депутатского корпуса (см. «В одном Охотном Ряду: глава «Росатома» призвал депутатов помочь развитию атомградов»).
О задачах к 2045 году
«Мы с вами не можем жить без мечты. Она будет воплощена в долгосрочной программе развития «Росатома», — сказал Алексей Лихачев, имея в виду стратегию развития отрасли до 2045 года (это будет год 100‑летия атомпрома). «Конечно, технологический ландшафт 2045 года мы пока понимаем не в полном объеме. Часть задач осознаем детально, это относится к инновационным технологическим решениям в атомной энергетике. Что-то требует дополнительного осмысления. Например, нет единого мнения о том, какими будут вычислительные технологии в 2040‑е годы. Но чем больше мы будем думать и говорить об этом, тем понятнее нам будет каждый следующий шаг, — убежден гендиректор. — Мы начнем эту работу на ближайшей конференции руководителей. И я считаю, что к этой задаче нужно максимально широко привлечь молодежь, студенческое сообщество, городские активы. «Видение‑2045» должно стать предметом размышления всей отрасли. В него должны быть заложены не только подходы по технологическому лидерству, но и гуманитарные аспекты: человекоцентричность и лидерство в раскрытии человеческого потенциала».
ИТОГИ ШЕСТИЛЕТКИ
> 100 тыс.
на столько выросло число сотрудников отрасли с 2018 года (сейчас в «Росатоме» работают 360 тыс. человек)
Почти в 2,7 раза
увеличилась выручка в открытой части: с 945 млрд рублей в 2018‑м до почти 2,5 трлн в 2023‑м
Почти в 6 раз
выросла выручка по новым продуктам, превысив 1 трлн рублей
В 2,5 раза
увеличилась зарубежная выручка: с 6,6 млрд долларов до 16,5 млрд
Более чем в 4 раза
выросли инвестиции, вплотную приблизившись к 1,2 трлн рублей