«Я самый крупный коллекционер Щелкунчиков в России»: сотрудница РФЯЦ-ВНИИЭФ рассказала о своем увлечении

Наталья Рыбина из саровского Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики — коллекционер со стажем. В детстве собирала вкладыши от жвачек, потом открытки, теперь Щелкунчиков и все, что связано с этим символом Нового года и Рождества: от редких изданий сказки Гофмана до партитур знаменитого балета Чайковского.

В «Росатом» Наталья Рыбина пришла три года назад. До этого жительница Сарова работала маркетологом. На последнем месте работы — директором торгового центра, ей пришлось досконально разобраться в системе безопасности и эксплуатации здания, охране труда на рабочих местах. «Заинтересовалась этой областью. Прошла курсы переквалификации и кардинально сменила сферу деятельности. Теперь работаю специалистом по охране труда в КБ-1 ядерного центра, и мне это интересно», — рассказывает Наталья Рыбина.

В детстве она, как и многие ее сверстники в 1990-е, собирала вкладыши от жевательных резинок Turbo. Потом увлеклась посткроссингом — обменом открытками с людьми из разных стран. Однажды получила открытку с изображением героя сказки Гофмана — деревянной игрушки-орехокола Щелкунчика. Эта открытка и стала началом большой коллекции, хотя тогда наша героиня об этом еще не знала.

«Чуть позже подруга из Эстонии прислала мне деревянного Щелкунчика, который запал в душу, — поясняет Наталья Рыбина. — Так уж получилось, что я с детства люблю сирых и убогих, спасать кого-то, выхаживать, как девочка Мари из сказки Гофмана, которая пожалела сломанную братом игрушку. И саму эту сказку очень люблю».

Сегодня коллекция насчитывает порядка 300 экземпляров. Что-то дарят, что-то покупается на аукционах, какие-то экземпляры целенаправленно заказываются у разных российских художников.

«Уже третий год мастер Наталья Васютина делает для меня Щелкунчиков в виде животных, символизирующих приходящий год по восточному календарю. Есть Щелкунчик-тигр, есть кролик, а в этом году изготавливает дракона», — рассказывает Наталья Рыбина.

В ее коллекции — экземпляры из стекла, дерева, связанные, сделанные из войлока, собранные из Lego. Есть Щелкунчики-матрешки, внутри которых прячутся другие персонажи рождественской сказки. Российских игрушек немного, советских вообще нет. Большинство Щелкунчиков производят на исторической родине персонажа — в Германии.

«Самый ценный мой экспонат — Щелкунчик в форме фарфорового наперстка. Его изготовили эксклюзивной, ограниченной партией на Императорском фарфоровом заводе для российского общества коллекционеров наперстков, в котором я тоже состою», — улыбается Наталья Рыбина. Кстати, в ее коллекции около 3 тыс. наперстков.

А еще она собирает редкие издания сказки Гофмана, пластинки с музыкой из знаменитого балета Чайковского и его партитуры, самая редкая из которых была издана в 1904 году. Все эти сокровища хранятся в квартире в специально изготовленных стеклянных шкафах — только так можно защитить коллекцию от пыли.

«Муж немного ворчал: мол, сколько можно. Но со временем смирился. Родственники считали мои увлечения странностями. Однако все изменилось, когда меня пригласили устроить выставку Щелкунчиков в саровском театре, где ставили сказку Гофмана. Потом я устроила выставку игрушек в «Городском музее». Два месяца она длилась, ходили целые классы детей. После этого к моим увлечениям стали относиться намного лояльнее. Родственники поняли, что это нужно не только мне, что это интересно многим», — вспоминает Наталья Рыбина.

В отличие от коллекционеров наперстков, которые в России объединены в маленькое, но дружное сообщество, страсть к коллекционированию Щелкунчиков в России никто, кроме нее, не разделяет.

«Я самый крупный коллекционер Щелкунчиков в России, — уверена Наталья Рыбина. — Знаю, что в Германии есть частный музей коллекционера Щелкунчиков, но в нашей стране я пока одна. Буду рада, если с помощью этого материала найдутся единомышленники».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: