«Самоуважение точно выросло»: чему никогда не поздно научиться

Раньше вечным студентом называли незрелого человека, который никак не начнет работать. Теперь все наоборот: состоявшийся профессионал просто не может позволить себе не учиться, если хочет расти как специалист. Мы решили узнать, какое дополнительное образование получали сотрудники атомной отрасли, как это повлияло на их карьеру и что еще они хотели бы освоить.

Игорь Демидов
Гендиректор «Полярного лития»

— Первое образование у меня инженерное, я окончил Московский институт химического машиностроения по специальности «конструирование машин и аппаратов химических производств». Начал работать в славном городе Череповце, занимался монтажом оборудования. В 1989 году, когда начали выходить на зарубежные рынки, поступил в Академию внешней торговли и окончил ее по специальности «международные экономические отношения». А в 2003‑м появилась необходимость получить юридическое образование, и я защитил кандидатскую по юриспруденции в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Этот багаж знаний помогает мне уверенно себя чувствовать на всех этапах реализации проектов: инженерной проработки, экономического обоснования и юридического оформления.

Андрей Рунг
Руководитель службы главного технолога, Приборостроительный завод (ПСЗ)

— В 32 года в связи со сменой рода занятий пришлось в срочном порядке осваивать навыки в области пиара и договорной деятельности. В 36 — ​очередной виток карьеры, знания понадобились в сфере закупок, разработки проектных документов в рамках госпрограмм и контроля их реализации.

Необходимость была жизненная — ​новая должность, новые обязанности. Тем более что меня перевели из специалистов в руководители: надо было как минимум понимать процесс, которым управляешь, и то, о чем говорят коллеги.

Обучение состояло из двух частей: на практике (на собственных ошибках, куда ж без этого) и занятий в учебных центрах. Я прошел программы «Современная пресс-служба» и «Формирование политики внутренних коммуникаций на предприятиях атомной отрасли», «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд». Кроме этого, обучался по программам «Эффективный руководитель» и «Эффективные коммуникации».

Повышение уровня знаний и компетенций всегда положительно влияет на развитие. Когда разговариваешь с подчиненными на одном языке, демонстрируя профессиональные, а иногда и экспертные знания, доверие и уважение к тебе повышаются.

Не могу сказать, что тяга к учебе дала какой-то карьерный толчок, но самоуважение точно выросло. Чему бы еще хотел научиться? Наверное, петь и хорошо играть на гитаре.

Антон Долгов
Старший научный сотрудник реакторного исследовательского комплекса, Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР)

— Работая в институте, я начал преподавать в димитровградском филиале НИЯУ «МИФИ» (Национальный исследовательский ядерный университет. — «СР»). Это помогло мне усовершенствовать навыки публичных выступлений, что пригодилось и в работе.

Обучение, новые навыки, безусловно, положительно влияют на карьеру. Как минимум повышают квалификацию человека и позволяют ему выполнять более сложные задачи, дают возможность претендовать на продвижение по карьерной лестнице. Для общего развития, думаю, было бы неплохо изучить основы производственной экономики, формирование основных показателей бюджета предприятия. Это нужно для более глубокого понимания процесса планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Андрей Пайдулов
Главный инженер реактора МИР.М1 реакторного исследовательского комплекса, НИИАР

— Во взрослом возрасте я продолжил получать высшее образование. Не так давно окончил обучение в аспирантуре на кафедре ядерных реакторов и материалов физико-технического факультета димитровградского филиала НИЯУ «МИФИ». Сейчас жду публикации необходимых статей и пишу работу. Также ради интереса прошел обучение на электронной платформе «Яндекс Практикум», курс «Специалист по Data Science», освоив навыки анализа данных и машинного обучения.

Учиться в аспирантуре начал как раз потому, что в профессиональной деятельности накопилось много практических результатов моей работы, которые можно проанализировать и открыть что-то новое. Что касается курса по Data Science, то мне и раньше была интересна эта тема, оставалось только найти подходящую платформу для обучения и скорректировать распорядок дня на восемь месяцев учебы.

А еще я хочу научиться пилотировать пассажирские самолеты.

Павел Буткалюк
Старший научный сотрудник отделения радионуклидных источников и препаратов, НИИАР

— Когда я только начинал работать в НИИАР, мне пришлось многому научиться. Это были компьютерные программы, например для расчетов химических равновесий или для создания простых чертежей. Понадобились навыки разработки технологий и обоснования их безопасности. Это все напрямую относится к моей работе, без обучения всему этому никак не обойтись. Другое дело языки. В школе и в университете я не понимал значимости их изучения. Уже во взрослом возрасте начал учить английский, чтобы читать научные статьи и ездить в командировки. В этом мне помогали курсы для молодых сотрудников, организованные в НИИАР. Но большую часть работы я проделал самостоятельно — ​читал книги и смотрел фильмы в оригинале. Ну и, конечно, общался с иностранцами во время поездок, и это для меня было самым сложным. Поэтому я стал собираться с друзьями и устраивать вечера английского, мы общаемся и играем в настольные игры. Получился такой небольшой языковой клуб. При этом он имеет не столько образовательную, сколько развлекательную направленность. Там главное не идеально говорить на английском, а быть готовым полтора-два часа общаться только на нем, заменяя незнакомые слова близкими по смыслу. Как нам говорили на стратегической сессии кадрового резерва в 2009 году, знание — ​это информация, превращенная в готовность к действию.

Сейчас я изучаю испанский. Тоже стараюсь читать книги и смотреть фильмы. Но тут проблема: ​среди друзей нет единомышленников, с кем можно было бы пообщаться на испанском языке.

Были бы возможность и время, я бы научился использовать нейросети для генерирования изображений и текстов.

Елена Хижняк
Контрольный мастер отдела технического контроля цеха завода, Российский федеральный ядерный центр «​Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики» (РФЯЦ-ВНИИТФ)

— Я пришла работать на завод в 39 лет, сразу после того, как получила высшее образование и, по сути, кардинально поменяла свою жизнь. Это было в 2016 году.

Начала с должности контролера станочных и слесарных работ. Затем прошла обучение и получила еще одну специальность — ​контролер оптических деталей и приборов 4‑го разряда. В 2018 году приступила к работе на производственном участке лазерной техники цеха. Довольно быстро освоила принцип работы разного уникального контрольно-измерительного оборудования, что позволило мне самостоятельно применять его в своей работе при контроле параметров лазерного излучения. Очень многому пришлось научиться, в том числе работе с документами.

На тот момент я была единственным контролером-оптиком. Кроме того, пришлось на ходу обучать новых сотрудников. Как раз в этот момент меня отметило руководство, и я почувствовала, как выросло доверие, а вместе с ним и ответственность. За добросовестный труд была отмечена благодарностями директора завода.

Уже в этом году стала мастером контрольным участка технического контроля цеха, начала осваивать новую профессию и роль руководителя.

В первую очередь я бы хотела освоить программы, которые внедряют на производстве. Планирую также изучить больше нормативной технической документации, научиться грамотно, правильно руководить, ставить задачи подчиненным и следить за их выполнением.

Василий Бобков
Руководитель службы охраны труда, ПСЗ

— Учиться в любом возрасте полезно. Например, мне как-то предложили пройти обучение на тему «Управление в условиях цифровой экономики». Я с радостью согласился, так как понимаю, что данное направление необходимо для будущего. Также получил образование по специальности «техносферная безопасность». Учеба помогла пойти вверх по карьерной лестнице и занять должность руководителя службы охраны труда.

Я бы хотел выучиться на тренера или учителя. Хочется не только получать знания самому, но и грамотно, эффективно передавать их другим.

Иван Пономарев
Контрольный мастер отдела технического контроля цеха завода, РФЯЦ-ВНИИТФ

— Я пришел на завод в 2015 году слесарем механосборочных работ 6‑го разряда. Нельзя сказать, что стал чему-то обучаться с нуля, скорее нарабатывал новые компетенции и в том числе искал способ упростить свою работу. Вот тут и помогла цифровизация — ​благодаря огромнейшей электронной библиотеке на заводе найти практически любую информацию не составляло труда. А применение полученных знаний позволило реализовать несколько моих рационализаторских идей.

Практика и теория — ​это как две ноги. А цифровизация — ​как хорошая и удобная обувь, которая позволяет пойти намного быстрее и дальше.

В результате меня заметили: сначала пригласили на временное замещение на участок технического контроля, а затем утвердили на постоянную должность. И вот уже несколько лет я работаю мастером контрольным на участке технического контроля в цехе. Теперь в круг моих обязанностей входят функции руководителя и наставника для персонала.

Для дальнейшего совершенствования в роли линейного руководителя на постоянной основе прохожу обучение на платформе «Рекорд mobile».

Я хотел бы научиться программированию, например на языке Python.

Андрей Брацук
Научный сотрудник лаборатории разработки керметных твэлов, НИИ НПО «Луч»

— Известно, что новые знания необходимо сначала проверять, а потом закреплять на практике. В теории все складно. Когда пытаешься применить свежеполученные знания на практике, далеко не все сразу получается. Как правило, нужно сделать десяток попыток, чтобы поставить процесс на поток. Неважно, что это: эксперимент, переговоры, общение.

Из собственного опыта отмечу, что теоретическая и экспериментальная работы должны идти одновременно. Важно в прямом смысле почувствовать те явления, о которых ты читаешь в учебнике или статье. В этой связи отмечу программу научных стажировок «Лаборатория роста «Росатома». Ребята, обучаясь в вузах, могут базовые физические явления увидеть на практике.

Освоение новых профессиональных, «жестких», и личных, «мягких», навыков положительно сказывается на карьере. Служебные задачи решаются быстрее. Появляются новые знакомства как внутри, так и за пределами организации. Усилиями нашего коллектива за малый промежуток времени удалось оснастить лабораторию современными приборами, мебелью, сделать ремонт помещений. Условия работы стали комфортнее, все теперь под рукой. С помощью новой экспериментальной базы возможна разработка новых технологий, необходимых для нашей отрасли.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: