На пяти российских АЭС внедрили автоматизированную систему управления

На пяти российских АЭС передана заказчикам автоматизированная система управления техобслуживанием, ремонтом и эксплуатацией — ​ТОРЭКС. Как теперь работает персонал станций и какие возможности появились у менеджмента электроэнергетического дивизиона и госкорпорации, мы расспросили у авторов и исполнителей проекта.

Хроника создания

Идея системы, где будет фиксироваться вся информация о техническом обслуживании и ремонте оборудования АЭС, возникла в 2016 году, рассказал директор департамента управления ИТ-проектами и интеграцией «Росэнергоатома» Олег Шальнов. Но после пилота на одной станции стало ясно, что цифровизации только этих процессов мало: необходимо добавить информацию об оперативной эксплуатации, а главное — ​унифицировать базу данных оборудования. Задача нетривиальная, поскольку в России представлены блоки разных моделей и даже типов: БН, РБМК, ВВЭР разной мощности и поколений, ПАТЭС.

Практически весь 2019 год писали техническое задание и корректировали его с учетом новых редакций отраслевых стандартов. Потом, уже в пандемию, приступили к разработке. В феврале этого года систему ввели в опытно-промышленную эксплуатацию на Балаковской, Белоярской, Кольской, Ростовской и Смоленской АЭС, а в конце октября — ​в промышленную.

Возможности системы

Теперь ежемесячные и годовые графики работ оперативного персонала составляются и согласовываются с помощью электронной подписи в ТОРЭКС, рассказывает руководитель проектного офиса по внедрению цифровых решений при эксплуатации АЭС «Росэнергоатома» Виктор Царану. Все события смены (прием-сдача, ведение состава смены и проч.) фиксируются в электронном оперативном журнале — ​он часть системы. Доступ к журналу можно получить с любого рабочего места или через информационный киоск. Это подключенная к ТОРЭКС колонка в пылевлагозащищенном антивандальном корпусе с устройствами ввода и вывода. Киоски установлены на станциях в местах с высокой проходимостью.

В системе для оперативного персонала также ведутся бланки переключений (перечни действий персонала) и формируются графики и маршруты обходов. Сотрудник считывает графическую или радиочастотную метку оборудования мобильным планшетом и видит на экране параметры, которые нужно проверить. Вводит в планшет данные, если что-то неисправно, делает фото и пишет заметку. Вся информация переносится в систему.

На основе технологических карт, которые содержат правила, условия и сроки проведения ремонта оборудования, в ТОРЭКС формируется план ремонта блока. Система выдает сообщение о необходимости провести ремонт, если наступил срок или изменились параметры оборудования.

В системе также формируются и автоматически регистрируются наряды, заносятся сведения об инструментах, которые используют для техобслуживания и ремонта. Метки для планшетного считывателя наносят на инструменты лазерной гравировкой.

Также автоматизировано управление ресурсом оборудования. Информация о его состоянии поступает в систему с датчиков автоматической системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) и из данных обходов. В системе отображается информация о наработке оборудования — ​например, количество циклов открытия-закрытия арматуры или моточасов насоса. Из совокупности данных служба инженерной поддержки делает вывод об остаточном ресурсе агрегата.

Три эффекта

Первый эффект — ​прозрачность. Руководитель в любой момент может получить из системы актуальную информацию с любой детализацией. «Это праздник для нашего финансового директора, который видит в режиме реального времени всю информацию по затратам на эксплуатацию и ремонт, — ​комментирует Олег Шальнов. — ​Следствие прозрачности — ​повышение ответственности у сотрудников. Когда ты знаешь, что вся твоя работа видна, стараешься быть более дисциплинированным».

Второй эффект — ​сокращение времени на реагирование персонала, эксплуатирующего АЭС, за счет более быстрого информирования всех ответственных участников. На 10–15 % быстрее формируется и ремонтная программа. У персонала меньше бумажной рутины, больше времени для работы с оборудованием. «Если сократить простой блока даже на сутки, это уже даст хороший экономический эффект», — ​поясняет Виктор Царану.

И наконец, разнообразная аналитика, построенная на ТОРЭКС — ​гигантской базе данных о порядка 2,5 млн единиц оборудования и технологических мест (места работы, хранения или ремонта оборудования). Перед командой стояла задача вывести единую классификацию, которая в перспективе позволит отвечать на вопросы, что быстрее ломается и почему, есть ли закономерности. Эти выводы, в свою очередь, могут стать сигналом для конструкторов, проектировщиков, закупщиков и поставщиков.

Возможности интеграции

ТОРЭКС обменивается данными с другими корпоративными системами: автоматической системой управления технической документацией, информационной системой поддержки квалификации, куда вносится информация о курсах обучения, и другими — ​всего их более 20. Эту совокупность систем в «Росэнергоатоме» называют «шаблоном эксплуатации». Один из эффектов его внедрения — ​прозрачное и четкое планирование занятости сотрудников «Атомэнергоремонта» с учетом их квалификации, накопленной дозовой нагрузки, графиков отпусков и проч. «База данных оборудования — ​ядро, к которому подключен разнообразный функционал, обеспечивающий прозрачную эксплуатацию атомной станции», — ​резюмирует Олег Шальнов.

Внедрение

Период опытно-промышленной эксплуатации занял более полугода, поскольку надо было решить две задачи. Техническую — ​обеспечить бесперебойную передачу данных, образно говоря, расширить дороги, по которым перемещаются терабайты информации. И психологическую — ​сделать так, чтобы системой пользовались. «На одних станциях ее приняли сразу. На других ругались и отказывались, потому что привыкли работать в локальных системах, заточенных под конкретный блок. Людям казалось, что новая система неудобная, медленная: ​замечали даже секундную разницу в скорости отклика. Спасибо блоку коммуникаций, который помог объяснить коллегам, что в нашей системе и рутины меньше, и за начальником не надо бегать, чтобы поставить подпись. Иной раз дольше эту подпись ждали, чем какой-нибудь сальник подтягивали», — ​отмечает Виктор Царану. «Когда вводили единую отраслевую систему документооборота, у многих тоже было отторжение. А сейчас попробуй отними. На бумажные приказы уже и не смотрят. Уверен, что с нашей системой будет так же», — ​добавляет Олег Шальнов.

Что дальше

Следующий шаг — ​тиражирование системы в 2025 году на всех российских станциях. В перспективе ее планируют предлагать заказчикам АЭС за рубежом (проекты «Росатома» BOO — ​«строй — ​владей — ​эксплуатируй») и другим клиентам в энергетической отрасли.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: