Рожденный в «Клюкве»: как стать конструктором-карикатуристом

Сергей Соколов — ​начальник конструкторской группы снежинского ядерного центра, а по совместительству — ​художник-карикатурист. Его работы публикует «Комсомольская правда», «Красная бурда» и «Челябинский рабочий», он проиллюстрировал десятки книг и создал несколько настольных игр. Атомщик рассказал «СР», в чем миссия карикатуриста, какие его работы висят в кабинетах у коллег и почему он рисует тушью в эпоху компьютеров.

Жизнь полна иронии

— Как вы стали карикатуристом? Ведь это довольно редкий жанр.

— Я родился в Снежинске в 1976 году. В детстве занимался лыжами, но в 13 лет из-за слишком быстрого роста врачи запретили тренировки. Мама предложила «записаться хоть куда-нибудь». И я нашел клуб карикатуристов «Клюква». Его организовал в 1985 году Николай Федорович Чернышев, учитель рисования. Сначала я думал, что это ненадолго, но втянулся. Увидел, что кому-то нравятся мои рисунки. Стал рисовать больше. Постепенно получалось все лучше и лучше.

— Нечасто детские увлечения становятся делом жизни. Никогда не было желания бросить?

— Было. За победу в одном из художественных конкурсов в качестве награды получил путевку в лагерь «Орленок». Смена начиналась в учебное время, я пришел к директору школы отпрашиваться. Он сказал: «Поехать-то я запретить не могу, но в школу можешь не возвращаться». Я приехал из лагеря и пошел учиться в ПТУ на электромонтера. Поступил под влиянием момента. В училище карикатуры показались мне несерьезным занятием. Но многие знали о моих успехах в этой области. К­ак-то попросили принести картинки для выставки. На ней увидел, что зрители — ​учителя, студенты старших курсов — ​рассматривали картинки и искренне смеялись. Я понял, что мое призвание — ​дарить людям хорошее настроение. Что может быть лучше? С тех пор рисую постоянно.

— На компьютере?

— Нет, рисую на бумаге тушью перьевой ручкой. Потом сканирую и раскрашиваю на компьютере. Способ довольно долгий, но рисовать пером — ​огромное для меня удовольствие. Да и картинка получается живее. Знаю, что тушь уже не в моде, но рисовать на планшете нравится меньше, чем на бумаге.

— Что главное для художника-карикатуриста?

— Находить в обычных ситуациях смешные моменты. Изображать не конкретных людей, а типажи. Рисуя картинку, стараюсь себя на место персонажа. Если он веселый, работаю в приподнятом настроении, если грустный — ​наоборот. Поэтому, когда делаю карикатуру, часто театрально посмеиваюсь или впадаю в уныние. И конечно, картинка должна быть предельно простой. Зачем прорисовывать части тела? Если комичный элемент находится в руке, не нужно изображать всего человека. Достаточно нарисовать руку и то, что в ней.

— Где берете сюжеты?

— Из жизни, из того, что вижу вокруг. Немного преувеличиваю или преуменьшаю. Жизнь полна иронии.

Нескучная карта

— Как вы оказались в снежинском ядерном центре?

— Впервые еще в училище — ​когда проходил практику по специальности «электромонтер». ПТУ окончил с отличием и сразу поступил в МИФИ‑6 (сейчас филиал МИФИ в Снежинске. — ​«СР»). Выбрал отделение «Приборостроение», специализацию «Проектирование взрывных устройств». Окончив вуз, снова пришел в РФЯЦ-ВНИИТФ (Российский федеральный ядерный центр — «Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики». — ​«СР»), но уже инженером-конструктором. За 10 лет вырос до начальника конструкторской группы. Под моим руководством проводятся разработки испытательной оснастки и нестандартного оборудования. Работу конструктора я тоже люблю. Для меня чертеж — ​произведение искусства. Из чертежа появляется деталь. Проверенный факт: если деталь сделана красиво, то и работать будет отлично. Через мою группу проходит большой объем чертежей, и мне нравится, что результат работы можно увидеть быстро.

— У коллег из РФЯЦ-ВНИИТФ я видела вашу работу — ​карту Снежинска. Как вам в голову пришла идея сделать карту города в карикатурах?

— У меня накопилось много картинок с городскими сюжетами. Мне и раньше советовали: у тебя столько картинок, сделай карту. У художника Жана Эффеля была карта Франции в карикатурах. Я решил создать ­что-то подобное, только в своем стиле, из уже имеющихся картинок, которые рисовал для местной газеты «Окно». Я сделал примерную планировку города, выстроил дороги. Картинки располагал возле магазинов и публичных мест. Постепенно выстроилась почти вся карта. Пропуски дополнил новыми картинками. Всего в нее вошло 195 карикатур.

Карта Снежинска

— Если я приеду в Снежинск, смогу по этой карте сориентироваться?

— Конечно. Например, от вокзала по этой карте можно легко прийти куда угодно.

— Вы получили за эту работу ­какой-то гонорар?

— Нет, это был социальный проект. Карту распространили через профсоюз по символической цене. Вырученные 70 тыс. руб­лей ушли на благотворительность. С тех пор прошло 11 лет, а картой интересуются до сих пор. В нашем институте она висит во многих кабинетах, лежит на столах под стеклом. Приходишь в поликлинику — ​она и у врачей висит. Приезжают командировочные — ​приходят ко мне и просят карту.

— Это ведь не единственный пример сотрудничества с профсоюзом?

— Нет. Я уже 16 лет являюсь председателем культурно-массовой комиссии профсоюза РФЯЦ-ВНИИТФ. С 2014 года ежегодно рисую настольные календари формата А5. У нас оборонное предприятие — ​как следствие, картинки в календарях изначально были по этой тематике. На ­каком-то этапе я решил их делать со знаками зодиака. Профсоюз печатает эти календари за счет членских взносов и раздает бесплатно всем участникам. Я делаю это не ради денег, а чтобы людям было приятно.

Авторские игры

— Недавно у вас появилось новое увлечение — ​разрабатывать настольные игры. Расскажете поподробнее?

— Настольные игры — ​это маленькие миры, а игрок в них — ​повелитель. Я решил попробовать себя в создании подобной игры. За два года придумал и реализовал 10 настолок. Сейчас ищу издателей. Два издательства уже заинтересовались двумя играми.

Недавно для сотрудников РФЯЦ-ВНИИТФ и их детей профсоюзная организация провела мероприятие «Игротека‑2023» — ​турнир по пяти моим играм. В нем приняли участие 34 человека. На каждую игру давалось полчаса. Пять минут — ​на объяснение правил, 20 — ​на саму игру, еще пять — ​на переход к другому столу. Три часа пролетели как миг. Теперь коллеги интересуются, когда и где можно будет купить мои игры.

— У вас есть целая книга «Игры в клеточку». Как она устроена?

— Игры в магазинах довольно дорогие, от 2 тыс. руб­лей. Я решил создать доступный проект. Есть игры на тетрадном листке. Морской бой и крестики-нолики — ​самые популярные. Я подумал, почему бы не придумать авторские игры? Сделал книжку, небольшую, всего на 10 игр. Один разворот — ​одна игра. С одной стороны — ​правила, с другой — ​пример, как играть. Есть игры в слова, есть и такие, в которых нужно просчитывать последовательность ходов. Также есть дуэльные игры для двух человек и те, что подойдут для целой компании.

— И как вы распространяете эту книжку? Она продается?

— Профсоюз пока выпустил 500 экземпляров — ​книжки будут раздавать на корпоративных и городских мероприятиях. 1 сентября их дарили детям в школах.

«Распальцовка», 2006
Рождение Атомика

— Проводятся какие-то соревнования для карикатуристов? Вы в них участвуете?

— Первый конкурс, на который в 1994 году я отправил свои рисунки, проходил в Японии. На нем я получил юниорский приз. С этого момента постоянно побеждаю в международных конкурсах. Побед — ​несколько десятков. Самые запомнившиеся — ​первые места в Хорватии и Германии. Одна из последних — на конкурсе карикатур в поддержку зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году. В городе Ханчжоу была организована международная выставка карикатур по теме «Спортивный юмор». Участвовали 3 тыс. карикатуристов из 48 стран. Из 200 лучших работ сформировали экспозицию, которая в течение года демонстрировалась в 10 городах Китая. А в этом году определили 10 победителей, работы которых станут частью постоянной выставки в Ханчжоу. Три моих работы попали в каталог экспозиции, одна из них размещена на первой странице.

— А в России вас как-нибудь отмечали?

— В этом году мое творчество оценила Российская академия художеств. Я получил благодарность, подписанную скульптором Зурабом Церетели. На уровне госкорпорации победил в конкурсе на эскиз значка по случаю 50‑летия КБ‑2. А в 2021 году — ​в конкурсе на лучший символ «Атомиады». Нарисовал Атомика. Наверняка вы его видели.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: