Ремонт на плаву: топливо на первом реакторе плавучей АЭС перегрузят до конца года

Ядерное топливо для перегрузки впервые доставили на плавучую атомную теплоэлектростанцию, груз прибыл в Певек по Северному морскому пути. Замена топливных сборок на первом из двух реакторов осуществляется в рамках крупнейшей в истории ПАТЭС ремонтной кампании, при этом станция ни на минуту не прекращает выработку электроэнергии, так что перебоев с энергоснабжением у потребителей не будет.

Коллективная работа

К работам по замене внутренних устройств двух парогенераторов реактора № 1 плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и операциям по перезагрузке ядерного топлива приступили в конце июля. В сентябре ход ремонтной кампании обсуждали на совещании под руководством генерального директора «Росэнергоатома» Александра Шутикова, который приезжал в Певек.

Наряду с персоналом энергоблока в работах активно участвуют специалисты «Атомэнергоремонта», ОКБМ им. Африкантова, «Пролога», представители подрядных организаций от заводов — изготовителей оборудования. Это самая большая по объемам и продолжительности ремонтная кампания за время работы ПАТЭС.

По Северному морскому пути

Перезагрузка топлива в реакторной установке № 1 плавучего энергоблока (ПЭБ) — один из важных этапов нынешнего планово-предупредительного ремонта. В истории «Академика Ломоносова» это будет вторая по счету загрузка, впервые свежее ядерное топливо загрузили в его реакторы осенью 2018 года на этапе комплексных швартовных испытаний на площадке «Атомфлота» в Мурманске, за год до отправки ПЭБа на Чукотку.

Плавучий энергоблок оснащен двумя реакторными установками КЛТ‑40С, электрической мощностью по 35 МВт каждая и вырабатывает 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 100 тыс. человек.

«Производителем ядерного топлива для всех российских атомных ледоколов, а также ПАТЭС является Машиностроительный завод в Электростали. После необходимых испытаний комплект активной зоны для реакторной установки № 1 направлен с завода эшелоном в Мурманск, на базу «Атомфлота». Там была выполнена загрузка свежего ядерного топлива и крупногабаритного оборудования на теплоход «Архангельск» Северного морского пароходства, который перевез этот груз на Чукотку», — рассказал главный эксперт управления по эксплуатации несерийных реакторных установок «Росэнерго­атома» Антон Марков.

В настоящее время выполнена выгрузка старой активной зоны в хранилище отработавших тепловыделяющих сборок и идет замена внутренних устройств парогенераторов, затем будет проведена загрузка свежего ядерного топлива.

У плавучего энергоблока своя специфика, отмечает Антон Марков, если на наземных АЭС перегрузка топлива производится частично каждые год-полтора, то на судовых реакторных установках — раз в несколько лет с полной выгрузкой всей активной зоны реактора и полной загрузкой свежего топлива.

Первая загрузка топлива в реактор плавучего энергоблока на базе «Атомфлота» в Мурманске, 2018 год
Безопасность гарантируется

После перезарядки реакторной установки и замены необходимого оборудования последуют сборка реактора и его физический пуск с новым комплектом активной зоны.

Процесс замены топлива абсолютно безопасен. Отключение станции при этом не требуется, так как перегрузка происходит побортно: сначала перезарядка реактора на одном борту, потом на другом. Отработавшее топливо помещают в специальное хранилище на энергоблоке, где оно будет находиться в полной изоляции в безопасном состоянии, сообщают в концерне.

Никакой опасности для окружающей среды и акватории Чаунской губы, в которой расположена ПАТЭС, нет, что подтверждается показаниями датчиков систем реакторного контроля и автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, расположенных на площадке ПАТЭС и в Певеке.

Что дальше

Ремонтная кампания на первом реакторе завершится до конца года. Аналогичная операция по перегрузке ядерного топлива и замене внутренних устройств парогенераторов на второй реакторной установке запланирована на 2024 год.

СТАНЦИЯ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

Энергоблок «Академик Ломоносов» прибыл в порт Певека 9 сентября 2019 года. Путь к этому причалу был долгим: закладка на стапелях Балтийского завода, загрузка ядерного топлива в Мурманске, буксировка по северным морям. На это ушло 10 лет.

Плавучая АЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа в декабре 2019 года, забрав у Билибинской АЭС звание самой северной станции в Книге рекордов России. В мае 2020-го ПАТЭС ввели в промышленную эксплуатацию.

В сентябре 2023-го принята в эксплуатацию линия электропередачи напряжением 110 кВт и протяженностью 490 км, которая связала Певек и Билибино. Линия повысила надежность энергоснабжения от ПАТЭС как потребителей Билибино, так и горнодобывающих предприятий, крупнейшим из которых является Баимский ГОК.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: