«Докмейстера только жизнь научит»: об одной из самых редких профессий в «Атомфлоте»

Это одна из самых редких и дефицитных профессий в «Атомфлоте», таких специалистов всего два. Знакомьтесь — ​старший докмейстер плавучего дока № 3 Сергей Чекмарев. Он рассказал «СР», как из кранмейстера стал докмейстером и какими качествами должен обладать капитан плавдока.

Дорога в «Атомфлот»

Я выпускник нашей высшей мореходки. Раньше она называлась Мурманским высшим инженерным морским училищем, сейчас — ​Мурманским государственным техническим университетом, МГТУ.

Поступил в 1990 году, через шесть лет получил диплом судоводителя. Ходил в море старшим помощником капитана на разных судах. В 2000‑е пришел на судоремонтное производство. Стал капитаном плавкрана‑6 и начал бороздить Кольский залив, этому делу посвятил 15 лет. Там поработал и докмейстером: на производстве приходилось совмещать обязанности, выручать товарищей. Постоянно учился новому.

Я всегда хотел работать в «Атомфлоте», три раза подавал документы на капитана-кранмейстера. Но постоянно всплывали какие-то проблемы, появлялись новые требования. Так прошло восемь лет. Только в 2016 году я добился своего. Три года работал сменным докмейстером под чутким руководством старшего докмейстера Николая Климашевича. Уходя на пенсию, он оставил меня за главного.

И вот мне 46 лет, я сам готовлю молодые кадры — ​двоих ребят. Они следят за каждым моим движением, перенимают опыт. Иначе в профессию не попасть: у старшего докмейстера узкая специфика.

Об особенностях работы

Как на любом судне, на плавдоке есть капитан — ​это как раз старший докмейстер. Капитан подбирает надежный и профессиональный экипаж. Погружение и всплытие дока, заводка судов — ​ответственное и непростое дело, один человек не справится, это труд сплоченного коллектива. Именно поэтому экипаж плавдока, как правило, не меняется десятки лет.

Я контролирую все действия экипажа, могу что-то посоветовать команде и обсудить планирующееся докование со специалистами, которые составляют чертежи заводки судна в док, учитывая его размеры и особенности. Помимо технических аспектов, важна коммуникация с капитаном судна, которое встает в док.

В «Атомфлоте» два старших докмейстера. У каждого по пять докмейстеров — ​помощников. График сменный. Вахта на доке круглосуточная, докмейстеры следят за пожарной безопасностью, за водотечностью (это несанкционированное затопление отсека, если, например, ржавчина проест обшивку), за механизмами, чтобы те не вышли из строя. А следить надо внимательно: наш третий плавдок 6 июля отметил 55‑летие, мы его любовно называем старичком.

О кадрах

Основной поток молодых специалистов приходит в «Атомфлот» из средней мореходки. Есть люди и с высшим образованием. Но у нас не так важно, где ты учился, — ​важно, какой у тебя опыт. Если механика плавдока можно относительно быстро подучить, ведь оборудование у нас почти такое же, как на обычных судах, то докмейстера только жизнь научит. Кто-то рейс отходит и дома сидит четыре месяца, а я в море ходил каждый день. Когда устроился в третий док, за плечами было уже более 100 докований.

Хотя без образования карьеры, конечно, не сделаешь. Я вышел из мореходки человеком, который может грамотно общаться с экипажем, распределять обязанности. Без этого на судне ­никак.

Работать в доке — ​это ползать в темноте по вертикальным трапам с тяжелым оборудованием. Еще везде вода, скользко. Если человеку чуждо движение, он просто не сможет долго здесь работать. Поэтому стараемся брать ребят крепких, сильных, поджарых.

А вообще, мало кто из людей, далеких от флота, знает, кто такой докмейстер. Чаще всего спрашивают: «Ты докер, что ли? Рыбу грузишь?»

БЛИЦ

— Что главное в вашей профессии?

— Знание дока.

— Чего точно не должен делать докмейстер?

— Паниковать.

— Опишите свою работу тремя словами.

— Экипаж, железо, документы.

— Лучший обед для докмейстера?

— Вовремя — ​потому что времени на обед может и не быть.

— О чем мечтает докмейстер?

— О новом доке. И чтобы ничего не ломалось.

— Что посоветуете молодым людям, которые хотят устроиться в «Атомфлот»?

— Хороший вопрос человеку, который восемь лет пытался это сделать. Главное — ​быть настойчивым. И конечно, иметь знания. Дурачков мы не берем.

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

Сначала нужно получить среднее профессиональное или высшее образование. Дальше — два пути. Можно пройти в МГТУ программу переподготовки «Докмейстер» (256 часов, 50 тыс. рублей). А можно набираться опыта непосредственно в доке.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Синхроинфотрон
«Пойди туда, зная куда»: день карьеры в НИЯУ «МИФИ»
Люди
Драйв дайвера: подводные приключения Василия Кукавы
Технологии
Знакомый интерфейс
Люди
Движение материалов
Технологии
Изотоп высокой меткости: как лечит лютеций‑177
Федеральный номер «Страна Росатом» №16 (624)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №16 (624)

Интервью с гендиректором ВНИИНМ Леонидом Карпюком — стр. 4

Как лечит лютеций‑177 — стр. 5

Хобби обязывает: Василий Кукава знает все рыбные места — стр. 7

Скачать
Показать ещё