Пойдем своим Севморпутем: транспортные потоки в России переориентируют на восток

В будущем году грузопоток по СМП должен вырасти до 80 млн т, а еще через шесть лет — ​до 200 млн т. Уже сегодня необходимо приступить к решению трех задач: сократить срок доставки грузов, наладить круглогодичную навигацию и развить международный транзит. Об этом говорили на прошедшей 27 июня в Санкт-Петербурге I Гидрографической конференции.

Запланированный на этот год суммарный грузооборот 36 млн т участники рынка подтвердили. То есть можно надеяться, что экономические штормы они прошли без ощутимых потерь. Другое дело, что для соответствия амбициозным планам нужно комплексно и без промедления развивать сам СМП — ​для 80 млн т в следующем году. Причем две главные составляющие грузопотока, уголь и сжиженный природный газ (СПГ), по отдельности внесут примерно такой же вклад, как брутто грузов в этом году. И рост грузоотправители замедлять не намерены.

По оптимистичному сценарию, грузопоток с 2030 года должен составлять 200 млн т ежегодно, по более осторожным оценкам, предполагающим небольшие задержки в осуществлении новых проектов, — 130–150 млн т. Но и это требует полной координации частных компаний, государства и региональных властей для вывода в ближайшие годы всей инфраструктуры СМП на качественно новый уровень.

Ледоколы: «Якутия» и «Чукотка» в графике

Проводку судов обеспечивают 10 ледоколов, в том числе семь атомных. В обозримой перспективе планируется вывести из эксплуатации половину из них: через два года — ​находящийся в ведении Минтранса «Макаров», годом позднее — ​неатомный ледокол «Красин» и атомоход «Таймыр», пару лет спустя — ​атомоходы «Ямал» и «Вайгач».

Сокращение ледокольного флота, по крайней мере в ближайшее время, СМП не грозит. На 2024 год намечен спуск на воду универсального атомохода проекта 22220 «Якутия», на 2026‑й — ​«Чукотки». Как отметил заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции СМП Вячеслав Рукша, строительство не отстает от графика (есть некоторая задержка по турбинам, но она чисто техническая). В 2027 году должна войти в строй «Россия» — ​головной ледокол проекта 10510, в 2028‑м — ​«Камчатка», а в 2030‑м — ​«Сахалин».

Но для наращивания мощностей в этот же промежуток времени нужно заложить четыре неатомных ледокола. К сожалению, решение об их строительстве правительство до сих пор не приняло.

Грузовой флот: требуются 130 новых судов

На СМП работает флот трех отечественных коммерческих грузоотправителей, суммарно насчитывающий 30 единиц. Стабильнее всего положение у «Газпром нефти»: семь танкеров обеспечивают потребности компании до 2030 года. «Норильскому никелю» тоже пока хватает шести собственных контейнеровозов и танкеров. Взрывной рост запланировал «Новатэк»: в 2024 году число газовозов и танкеров увеличивается практически вдвое, с 17 до 33 единиц. К 2030 году добавятся еще шесть судов. Скачок легко объясним: компания запускает два перевалочных пункта СПГ — ​в Мурманске и на Камчатке.

В следующую навигацию в арктические моря выходит транспорт еще двух игроков топливно-энергетического рынка: балкеры компании «АЕОН» (угольный проект «Северная звезда») и танкеры «Роснефти» (проект «Восток Ойл»).

Среди наиболее амбициозных планов можно упомянуть создание фактически двух флотилий: девять транзитных контейнеровозов «Росатома» (емкость — 5–9 тыс. контейнеров) и 10 универсалов для северного завоза. А в целом через семь лет на трассе СМП должны работать 160 судов грузового флота. Пока вдобавок к 30 действующим на верфях заложены всего 33.

Развитие портовой инфраструктуры: мы запускаем «Енисей»

К шести грузовым портам на СМП в следующем году добавляются еще два в Енисейском заливе, на двух действующих запланирован рост грузооборота до 2030 года. Среди терминалов-новостроек — ​нефтеналивной «Бухта Север» проекта «Восток Ойл» (42 км южнее порта Диксон) и угольный «Енисей» Сырадасайского месторождения на Таймыре. По федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», который курирует «Росатом», планируется выделить 3,2 млрд рублей на комплекс гидротехнических работ в акватории будущего грузового причала «Енисея». Конкурс объявлен, участвуют в нем исключительно отечественные компании.

Для реконструкции морского канала Обской губы придется привлекать иностранных подрядчиков. Эти работы в акватории морского порта Сабетта в рамках создания газового терминала «Утренний» ведет Гидрографическое предприятие «Росатома». «Требуется высокопроизводительный флот, так как стройка капитальная», — ​уточнил гендиректор предприятия Александр Бенгерт. Помимо Сабетты, перспективный рост портовых мощностей запланирован в Дудинке.

Наконец, еще один объект капитального строительства портовой инфраструктуры СМП сдадут через два года. Терминал «Наглейнын» на Чукотке будет обеспечивать отгрузку продукции Баимского горно-обогатительного комбината. Там приступают к разработке одноименного месторождения — ​крупнейшего в мире из неосвоенных, с потенциальными запасами 23 млн т меди и 2 тыс. т золота. Конкурс на возведение терминала объявят уже в этом году.


Вячеслав Рукша
Заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции СМП

— С учетом ледовых условий в июле начнутся дноуглубительные работы по реконструкции морского канала Обской губы. Их завершение запланировано на середину октября. Расширение судоходного канала — ​важный этап реализации проекта «Арктик СПГ 2». Этап предусматривает строительство трех технологических линий производства сжиженного природного газа общей мощностью 19,8 млн т в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т в год. Это важно для достижения целевого показателя по грузопотоку 80 млн т к 2024 году и 150 млн т к 2030 году. Дноуглубительные работы позволят доставить к месту назначения основания гравитационного типа, на каждом из которых смонтированы СПГ-заводы.


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: