«Росатом» будет добывать литий в Боливии
«Ураниум Уан Груп» подписала с государственной компанией Yacimientos de Litio Bolivianos (YLB) соглашение о сооружении комплекса добычи и производства карбоната лития в Андах — на высоте 4,6 тыс. м над уровнем моря.
В документе говорится о создании на саларе (солончаке) Пастос-Грандес производства мощностью 25 тыс. т карбоната лития в год. По результатам геологоразведочных работ мощность может быть увеличена. «Приятно, что в конце концов боливийские партнеры остановили выбор на «Росатоме»,— сказал глава госкорпорации Алексей Лихачев.
«Для «Росатома» это первый масштабный зарубежный проект в сфере производства лития. Инвестиции составят порядка 600 млн долларов. Мы разделяем заинтересованность боливийской стороны в скорейшем вводе первой очереди и начале производства продукции»,— сообщил первый заместитель гендиректора госкорпорации, директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров.
К этому соглашению «Росатом» шел два года. Конкурс технологий прямого сорбционного извлечения лития YLB объявила 30 апреля 2021 года. Два десятка участников получили рассолы с гидроминеральных месторождений Уюни, Пастос-Грандес и Койпаса. Комиссия оценивала комплексное предложение: эффективность технологий, финансово-экономические, юридические и экологические параметры.
16 июня 2022 года технический этап конкурса завершился и были объявлены шесть финалистов. YLB выделила четыре компании: российскую, американскую и две китайские. В январе 2023 года YLB подписала соглашение о строительстве комплекса на Уюни и Койпасе с китайским консорциумом CBC, с участниками конкурса продолжили переговоры. По их итогам YLB заключила соглашения с «Ураниум Уан Груп» и китайской CITIC Guoan.
Алексей Лихачев прокомментировал это решение: «В чем, на мой взгляд, наши серьезные преимущества? В первую очередь в самой технологии. Она эффективная: из солончаков извлекается более 90% лития. И экологически бережная: химические соединения не используются, вода возвращается в солончаки, сохраняется природный водный баланс».
Алексей Лихачев напомнил, что «Росатом» создает полную технологическую цепочку — от литиевого сырья до аккумуляторов. Уже работает сборочное производство, разворачивается строительство гигафабрики в Калининграде. Накопители «Росатома» устанавливают в КамАЗах, БелАЗах, электробусах в Москве и троллейбусах с автономным ходом в Санкт-Петербурге, в автомобилях Aurus и проч.
Предполагается, что в 2030 году в России будут производить не менее 220 тыс. электромобилей. «Только боливийского месторождения, несмотря на его привлекательные запасы, нам не хватит,— подчеркнул Алексей Лихачев.— Мы совместно с «Норникелем» начали освоение Колмозерского месторождения в Мурманской области. Мы хотим добиться литиевого суверенитета России и обязательно оставлять часть продукции на экспорт. Это создаст фундамент для новой индустрии — накопления и хранения энергии».
Егор Заруба
Аналитик «Выгон Консалтинг»
— По данным Американской геологической службы (USGS), по состоянию на 2022 год Боливия находится на первом месте в мире по ресурсам рассольного лития. Однако масштабной промышленной добычи в данной стране до сих пор нет: по данным USGS, она составляет всего 543 т лития в год (для сравнения — соседняя Чили извлекает 208 тыс. т в год).
При этом наличие высоких концентраций этого сырья в пластовых рассолах и их близкое к поверхности расположение, характерное для стран «литиевого треугольника» (включающего Боливию, Чили и Аргентину), делает добычу низкозатратной — 4-5 тыс. долларов за тонну. Эти условия благоприятны для инвестиций, но без технологических компетенций и финансовых возможностей мейджоров литиевого рынка большие проекты неосуществимы.
Литий является важнейшим стратегическим сырьем XXI века, в том числе и для России. По нашим оценкам, к 2040 году спрос на этот металл за счет роста продаж электромобилей прогнозируется в интервале 3,4 – 6,1 млн т LCE (эквивалент карбонат лития) по сравнению с 0,7 млн т в 2022 году.
При текущей разнице между ценой продажи (42 тыс. долл./т LCE) и стоимостью производства карбоната лития (4,5–8,5 тыс. долл./т LCE) литиевые проекты являются инвестиционно привлекательными. Но такая маржа спровоцирует резкий всплеск интереса к литиевой индустрии. В результате на мировом рынке через определенное время может возникнуть профицит предложения. В таком случае наиболее конкурентоспособными останутся проекты с низкой стоимостью добычи и переработки извлеченного сырья в соли лития. Поэтому до начала промышленной добычи рудного и особенно рассольного лития в России (который при определенных условиях может составить конкуренцию южноамериканским и австралийским аналогам) инвестиции в наиболее жизнеспособные и доступные для отечественных компаний зарубежные активы можно считать стратегически оправданными.
По нашим оценкам, к 2030 году отечественный рынок лития может вырасти более чем в два раза, но составит менее 1 % от мирового. Участие российской компании в боливийском проекте, с одной стороны, сможет удовлетворить внутренний спрос впервые с 2022 года после остановки поставок лития из Чили и Аргентины. А с другой — при условии поставок в АТР — проект обеспечит нашей стране дополнительные экспортные доходы.