Делают красиво: как развивается косметическая индустрия в атомных городах

Продолжаем серию публикаций про предпринимателей, которым удается делать жизнь в своих городах вкуснее, здоровее и комфортнее. В этот раз исследуем косметическую индустрию. Бизнесмены из Северска, Железногорска и Глазова поделились историями успеха и рассказали, что для женщин дороже золота, после каких процедур клиенты не могут вспомнить пин-коды от банковских карт и какие стрижки предпочитают руководители Чепецкого механического завода (ЧМЗ).

Маг для взрослых

«Эстетическая медицина — ​настоящая магия для взрослых. Когда женщина, глядя в зеркало, акцентирует свое внимание только на каких-то морщинках и складках, у нее настроение портится. А когда она любуется своим отражением, появляется уверенность в себе. У такой женщины все получается», — ​уверена владелица клиники эстетической медицины TG Clinic из Северска Татьяна Жерлова.

Несколько лет проработав в городской клинической больнице хирургом, маммологом и косметологом, она занялась частной практикой и открыла косметологический кабинет. Пять лет назад удалось расширить его до клиники. Дочери знаменитого северского врача­гастроэнтеролога Георгия Жерлова начать бизнес в городе, в котором она родилась, выросла и многих знает лично, было проще, чем приезжим. Проблем с оформлением лицензий и документов не возникло.

Сегодня в своей клинике она и директор, и косметолог, и хирург. «На вопрос взрослых, кем ты хочешь стать, я неизменно отвечала: врачом, как папа, — ​вспоминает Татьяна. — ​После школы поступила в Сибирский государственный медицинский университет. Правда, папа хотел, чтобы я была не хирургом, а специалистом по УЗИ-диагностике, но я решила по-другому. Моя специализация — ​пластическая хирургия: грудь, живот и весь спектр пластики лица, кроме носа. Моя клиника предоставляет услуги по нескольким направлениям. Делаем блефаропластику, контурную пластику лица, губ, абдоминопластику — ​это операция на передней стенке брюшной полости, в процессе которой иссекаются излишки кожи и подкожной жировой клетчатки и подтягиваются мышцы брюшной стенки. Занимаемся реабилитацией женщин после любых пластических операций, в том числе и клиенток других клиник. Немало косметологических услуг — ​весь спектр инъекционной косметологии, процедуры по уходу за лицом и телом и различные массажи».

Помимо Татьяны, в клинике работают косметолог­-трихолог (доктор, специализирующийся на лечении заболеваний волос и кожи головы), общий пластический хирург и хирург­флеболог.

Красота дороже золота

«Среди моих клиенток не только бизнесвумен, но и учительницы, пенсионерки, — ​рассказывает Татьяна Жерлова. — ​Их объединяет не уровень дохода, а желание инвестировать в себя. Цена укола ботокса начинается от 1500 рублей, первая консультация врача­-косметолога стоит 900 рублей. В процессе можно многое узнать о своей коже, ее слабых местах, получить совет о самостоятельном уходе, рассчитать стоимость процедур. Я призываю не совершать стихийные разовые походы в клинику, а копить на комплекс услуг. Например, завести конверт с надписью «Моя красота» и складывать в него хотя бы по паре тысяч в месяц. За год можно насобирать на курс процедур. Или поменять подход к удовольствиям — ​перестать каждый день покупать кофе навынос, а сэкономленные деньги откладывать на заботу о себе. Одна моя клиентка отнесла в ломбард золото, которое не носила, и подарила себе подтяжку век».

Хирург Алексей Чернышев ассистирует хирургу Татьяне Жерловой во время операции по абдоминопластике
Массаж с кедровкой

Дарья Ахметшина — ​владелица железногорской студии эпиляции и SPA-программ Sweet Studio, которую она называет «женским бьюти-­пространством».

«К нам женщины приходят не только за процедурами, у нас можно выпить травяного чаю, вина или кедровки по моему фирменному рецепту, — ​улыбается Дарья. — ​Здесь расскажут последние новости, развеселят, если грустно, посоветуют, где найти хорошего психолога или, если надо, электрика или печника. Мы не столько про деньги, сколько про атмосферу и заботу».

В месяц студию посещают порядка 300 постоянных клиенток и несколько десятков новеньких. Последние — ​гости города или студентки, приехавшие домой на каникулы. Руководителю важно понимать, хороши ли ее услуги, поэтому все, что она предлагает посетителям, сначала тестирует на себе.

«Моя любимая процедура в спа-кабинете — ​массаж спины, — ​делится она. — ​У меня маленькая дочка, я постоянно ношу ее на руках, и спина, конечно, болит. Когда нужно расслабиться, иду к нашей Татьяне, у нее золотые руки. Она владеет несколькими видами массажа, к ней всегда очередь. Еще один безусловный наш хит — ​спа-программа «Королева праздника». Уход за лицом, руками, обертывания, все это длится 2,5 часа и стоит всего 4000 рублей. У нас с клиентками даже есть шутка, что за эту услугу лучше заплатить вперед, чем по факту, потому что после нее женщины так расслабляются, что на кассе не могут вспомнить пин-коды от своих банковских карт».

От бухгалтера до оратора

Путь в бизнес Дарья Ахметшина начала в 2011 году. Учась на третьем курсе Красноярского пединститута, начала подрабатывать мастером по эпиляции в железногорском салоне красоты. Клиентская база быстро увеличивалась, в 2014‑м девушка открыла кабинет и взяла на работу двух помощниц.

«Теперь у меня своя студия, шесть мастеров, мы предлагаем широкий перечень услуг, —рассказывает Дарья. — ​Фитобочка, обертывания, реабилитация интимных мышц для женщин после родов, эпиляция — ​воск, шугаринг. Наши специалисты — ​участники и чемпионы международных чемпионатов по современным видам эпиляции».

По словам Дарьи, организовать бизнес в Железногорске было несложно. Никаких законодательных препон ей, коренной жительнице, преодолевать не пришлось. Нужные для работы материалы и оборудование через КПП пропускают без особых сложностей. Но у работы в закрытых городах есть и минусы.

«Дефицит квалифицированных сотрудников — ​главная проблема, — ​говорит Дарья. — ​Самые талантливые и опытные уезжают из Железногорска в мегаполисы. Приходится постоянно набирать молодежь, обучать, понимая, что, скорее всего, через несколько лет и с ними придется прощаться. Еще одна неприятная особенность — ​невозможность привезти тренеров для проведения мастер­классов. Пропуск оформить непросто. Выход нашли — ​я сама езжу на учебу в Красноярск и другие крупные города, а потом передаю знания коллективу. Еще хорошо, что появилось множество хороших онлайн­курсов и вебинаров. Ситуация не безвыходная».

Дарья — ​перфекционистка. Умеет сама проводить все процедуры, представленные в ее студии. Чтобы досконально понимать технологические процессы наведения красоты, получила несколько сертификатов технолога по разным направлениям. Но и этого ей мало.

«Каких только курсов я не посещала, — ​говорит Дарья. — ​Пожарная безопасность, бухгалтерия, юриспруденция, санитарная обработка. Был даже курс ораторского мастерства».

Незадолго до начала эпидемии коронавируса Дарья Ахметшина решила расширяться. Открыла вторую студию. Однако ковидные ограничения погубили филиал в зародыше, работа встала из-за многочисленных ограничений.

«Сейчас думаю, что это к лучшему, — ​признает Дарья. — ​Я поняла, что рост бизнеса до продаж франшиз мне не интересен. Масштаб убивает атмосферу. В определенный момент обозначила для себя комфортную сумму, которую хочу зарабатывать в месяц, и мне этого достаточно».

Вдохновили усы Дали

Алексей Дворников, бывший атомщик, сегодня владеет первым и единственным в Глазове барбершопом. Два года назад он открыл мужскую цирюльню Dali и теперь не выпускает из рук ножниц, фена и расчески. Имя великого сюрреалиста попало на его вывеску благодаря экстравагантным усам художника, поясняет предприниматель.

К радикальной смене профессии Алексея Дворникова побудили семейные обстоятельства.

«Супруга раньше работала на Чепецком механическом заводе, а я — ​на одном из дочерних предприятий, — ​рассказывает Алексей Дворников. — ​В 2018 году жену отправили в длительную командировку во Владимир. Временный переезд был выгодным и в финансовом, и в карьерном плане, но мог затянуться на годы. Я уволился и поехал вместе с ней. На новом месте решил исполнить свою мечту стать парикмахером и записался на курсы в московскую академию барберинга Сергея Рудницкого. Думал, что вернусь в Глазов, смогу открыть бизнес в абсолютно свободной нише. Так и вышло».

Командировка жены продлилась год. Этого времени Алексею хватило, чтобы стать профи в новом деле. Работал в барбершопе, а сразу по возвращении в Глазов взял кредит 1,5 млн рублей и открыл свое заведение. Здесь он создал идеальное мужское пространство. В интерьере — ​сочетание дерева и кирпича, а также небольшая барная стойка с напитками для клиентов, телевизор и игровая приставка.

«Барбершоп — ​место, где говорят об авто, спорте, политике, — ​объясняет бизнесмен. — ​В Москве и Владимире мужчинам давно не надо объяснять, почему нужно идти в барбершоп, а не стричься в парикмахерской по соседству, а вот для глазовчан это было неочевидно. Все-таки город маленький, люди консервативные. Моими первыми клиентами были родственники, друзья и бывшие коллеги. Они и стали ходячей рекламой барбершопу: другие мужчины увидели, как те преобразились, и тоже пошли ко мне».

Алексей Дворников, владелец единственного в Глазове барбершопа Dali
Истории с бородами

Несомненный плюс ведения бизнеса в атомном городе, говорит Алексей Дворников, — ​это высокая платежеспособность клиентов. Среди его постоянных гостей много атомщиков с ЧМЗ. И стоимость стрижки от 1000 рублей их нисколько не смущает. Однако к таким посетителям нужен особый подход.

«Люди из управления предпочитают классические варианты стрижек, — ​отмечает владелец Dali. — ​Максимум, на что их удается уговорить, это отпустить бороду. Или, если она уже есть, оформить ее стильно. А вот молодые люди активно креативят: делают хаер-тату (выбритые определенным узором волосы. — ​«СР»), отпускают длинные чубы, заказывают так называемый камуфляж — ​специальную окраску «небогатой» бородки, чтобы она выглядела густой и ухоженной. Такое делают перед свадьбой или отпуском. Эффект заметный, но недолгий, максимум на полторы недели».

Скромность провинциальных клиентов Алексей Дворников считает плюсом. Он не разделяет тенденции последнего времени, когда мужчины в мегаполисах стремятся к образам унисекс.

«Доходит до того, что сзади непонятно, кто перед тобой — ​мальчик или девочка. Мои клиенты выбирают маскулинность, — ​рассуждает барбер. — ​Но это не означает, что они отстали от жизни. Глазовчане, например, оценили прелесть разных укладочных средств для фиксации волос, придания им объема. Утром нанес гель или пудру — ​и весь день ходишь красивый. Уверен, что не за горами время, когда мужчины, живущие в провинции, массово пойдут на маникюр и педикюр. Они уже об этом думают, но пока стеснение побеждает интерес».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: