В Китае получено разрешение на эксплуатацию жидкосолевого исследовательского реактора

В Шанхайском институте прикладной физики (SINAP) Китайской академии наук в ближайшее время приступят к опытно-промышленной эксплуатации экспериментального реактора на расплаве солей TMSR-LF1. Лицензия выдана на 10 лет.

Строительство реактора рядом с городом Увэем в провинции Ганьсу началось в сентябре 2018 года и должно было завершиться в 2024‑м. Однако работы удалось закончить в августе 2021 года. Спустя год SINAP получил разрешение на ввод реактора в эксплуатацию от Министерства экологии и окружающей среды Китая, а недавно — ​от Государственной администрации по ядерной безопасности (NNSA).

Тепловая мощность TMSR-LF1 — 2 МВт. В качестве топлива он использует смесь урана с обогащением до 20 % и тория (около 50 кг в загрузке). Теплоноситель — ​расплав фторида лития с обогащением по литию‑7 до 99,95 % и фторида бериллия.

В случае успешной работы экспериментальной установки к 2030 году будет построен энергоблок мощностью 373 МВт.

Российские эксперты в свою очередь сомневаются в перспективности данной технологии. По словам заведующего лабораторией «Моделирование инновационных ядерных реакторов и ядерных топливных циклов» Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Евгения Куликова, даже в случае отработки технологии, ждать запуска ториевой энергетики в обозримом будущем не стоит. По словам ученого, запасы тория в мире втрое превышают запасы урана, но у тория нет делящегося изотопа. В ториевом реакторе его роль выполняет уран-233, нарабатываемый из тория-232. Кроме того, в настоящее время вся промышленность ориентирована на уран, так что для тория потребуются значительные капиталовложения. 

«Существует также проблема накопления сильно радиактивного изотопа урана-232 в ториевом топливном цикле, — отмечает Евгений Куликов. — Все это делает использование тория затруднительным в ближайшее время как с экономической, так и технической точки зрения. Использования тория не будет иметь большого масштаба до исчерпания запасов урана ближе к концу 21 века. Но и в этом случае замыкание топливного цикла может отодвинуть использование тория на еще более дальнюю перспективу».

По словам заместителя директора Института ядерной энергитики и технологий НИЯУ МИФИ Георгия Тихомирова, в России ториево-урановый топливный цикл пока не рассматривается как ключевой, поскольку в приоритете замкнутый уран-плутониевый топливный цикл. В рамках проекта «Прорыв» будут апробированы соответствующие технологии на базе инновационного быстрого реактора БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем. Строительство опытно-демонстрационного энергокомплекса идет на площадке Сибирского химического комбината.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: