«Аннушка», «Руслан» и «Людмила»: «Маяк» отмечает 75-летие

19 июня 1948 года первый в СССР уран-графитовый промышленный реактор «А», ласково прозванный учеными «Аннушкой», был выведен на проектную мощность. С этой датой связано начало производственной деятельности «Маяка». Именно озерское предприятие обеспечило СССР первым ядерным оружием, а впоследствии стало местом разработки и внедрения множества технологий по хранению и переработке ОЯТ и плутония. Как это было, вы узнаете из нашей хроники.

1 декабря 1945 года
Старт строительства «Маяка»

Первые 120 т советского урана были трофейными — вывезенными из побежденной Германии. Чтобы создать первую атомную бомбу, предстояло наработать из него плутоний. Для этого надо было построить промышленный реактор. Но строился не только он. Его дополняли два завода: радиохимический — для извлечения плутония из облученного урана — и завод по производству деталей для атомной бомбы. «Маяк» сооружали небывалыми темпами, на пике работ его строили 52 тыс. человек. Для строительства было смонтировано: 5 тыс. т металлоконструкций и оборудования, 230 км трубопроводов разного диаметра, 165 км электрического кабеля, 5745 единиц запорно-регулирующей арматуры, 3800 приборов.

19 июня 1948 года
Уран-графитовый промышленный реактор «А» выведен на проектную мощность

Началась наработка плутония. В первые месяцы работы ученые и персонал, обслуживающий реактор, серьезно рисковали. Еще после пуска Курчатов оставил в журнале запись: «Начальникам смен! Предупреждаю, что в случае останова воды будет взрыв. Поэтому ни при каких обстоятельствах не допускается прекращение подачи воды». «Аннушка» нарабатывала 100 г плутония в сутки. Для бомбы требовалось 8 кг. Получить нужное количество удалось в середине 1949 года.

22 декабря 1948 года
Введен в эксплуатацию радиохимический завод «Б»

Сюда передавали облученный материал с завода «А». Наработанный в реакторе плутоний отделяли от урана и продуктов деления и получали концентрат плутония. «В ходе эксплуатации выяснилось, что завод, спроектированный по принципам общей химической технологии, не отвечает требованиям радиационной безопасности, имеет ряд конструкционных недоработок», — вспоминал Михаил Гладышев, главный инженер завода, а впоследствии его директор. На этой же промышленной площадке построили новый завод, спроектированный с учетом ошибок. Так появились два завода — 25 и 35. В 1971 году их объединили.

26 февраля 1949 года
Начал работу завод «В» — химико-металлургическое производство

Здесь из концентрата плутония получали высокочистый металлический плутоний для изготовления деталей ядерного заряда. Площадка для строительства секретного завода была выбрана в 1947 году, ранее на ней располагались военные склады. Было решено их реконструировать — там и приступили к работе по созданию бомбы, пока не возвели новые производственные корпуса. Цеха располагались в обычных бараках, в комнатах стояли вытяжные шкафы, работы велись по лабораторному принципу. Промышленный цех был введен в эксплуатацию в 1949 году, уже после испытания атомной бомбы на полигоне под Семипалатинском.

8 июня 1962 года
Начало промышленного производства радиоактивных изотопов

К этому готовились с 1949 года. В составе производственной лаборатории объекта «А» появилась группа по промышленному получению мишенных радиоактивных изотопов. Экспериментальные источники гамма-излучения на основе кобальта-60 выпустили в 1954 году, а в 1955-м разработали технологию получения концентратов стронция-89, циркония-95, ниобия-95, рутения-106, цезия-137 и концентрата редкоземельных элементов с последующей доводкой до чистых препаратов в защитных камерах. Затем начался выпуск источников на основе цезия-137 для народного хозяйства.

18 мая 1971 года
Директором «Маяка» назначен Борис Брохович

К моменту назначения Брохович уже 25 лет работал на предприятии. За следующие 18 лет под его руководством на комбинате реконструировали и реорганизовали радиохимическое производство, запустили первый в стране завод по переработке облученного топлива, комплекс по остекловыванию жидких радиоактивных отходов и установку для получения гранулированного смешанного топлива. При Броховиче разработали основные направления конверсионной политики предприятия.

29 марта 1977 года
На ПО «Маяк» пущен комплекс РТ-1

На нем занимались регенерацией облученного ядерного топлива реакторов энергетических и промышленных АЭС и атомных судовых энергетических установок. Решение этой задачи являлось важнейшим звеном в формировании замкнутого ядерного топливного цикла атомной энергетики. После переработки завод получил урановую продукцию различного обогащения, предназначенную для изготовления топлива энергетических реакторов. А также диоксид плутония, который используют для производства топлива для реакторов на быстрых нейтронах.

16 января 1979 года
Осуществлен физический пуск реактора «Руслан»

Это реактор бассейнового типа, теплоносителем и замедлителем одновременно в нем является обычная (легкая) вода высокой степени очистки. Отводится тепло по двухконтурной схеме. В 1989 году на реакторе провели первые опыты по радиационному легированию кремния. В 1992-м технологию довели до промышленного использования.

2 мая 1988 года
Введен в эксплуатацию реактор «Людмила»

Следующий реактор, введенный на «Маяке» и первоначально получивший название ЛФ-2, довольно быстро приобрел соответствующее женское имя. Аналогов ему нет не только в России, но и в мире. В отличие от своих предшественников, реактор имеет стальной корпус.

11 декабря 2003 года
Принято в эксплуатацию хранилище делящихся материалов

В нем разместили плутоний, извлеченный из ядерных зарядов. Здание хранилища — железобетонное сооружение котлованного типа, своеобразный саркофаг, общая толщина стен которого около 6,7 метра; сверху хранилища — перекрытие толщиной 7,6 метра. Помещение способно выдержать землетрясение мощностью 8 баллов, падение самолета с полным запасом горючего, авиабомбу весом около тонны, артиллерийский обстрел. 11 июля 2006 года состоялась его первая загрузка. Согласно проекту продолжительность хранения делящихся материалов составляет 100 лет.

26 ноября 2015 года
Завершена ликвидация открытой акватории озера Карачай

Это историческое событие и для комбината, и для региона, и для атомной отрасли. Промышленный водоем В-9, сформированный в 1951 году на месте бессточного болота, — поверхностное хранилище жидких среднеактивных отходов. Эксплуатация продолжалась 64 года. В настоящее время в Карачае надежно изолировано более 200 тыс. м3 высокоактивных техногенных илов и образующих ложе водоема суглинков.

1 октября 2018 года
Завод РТ-1 разгрузил первую партию уран-циркониевого топлива атомных ледоколов

«Маяк» — новатор в области обращения с ОЯТ: в частности, под это топливо ученые комбината создали особую технологию. До сих пор нигде в мире уран-циркониевое топливо не перерабатывали.

30 сентября 2021 года
Региональный центр облучательных технологий выдал первую продукцию

Новый бизнес на «Маяке» был запущен в 2021 году. На предприятии проводят промышленную обработку пищевых продуктов, медицинских и других изделий на гамма-установке РТУ-3000, оснащенной источниками с кобальтом-60. На установке можно обрабатывать различные изделия методом холодной стерилизации. Центр включает в себя два модуля: производственный облучательный комплекс и складской. Он разместился на площади около 2400 кв. м.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: