Лежа, сидя и вниз головой: как работают сварщики-виртуозы «Атомэнергоремонта»

В последнюю пятницу мая сварщики отмечают профессиональный праздник, история которого в нашей стране началась в 1990-е. О пути в профессию, ее секретах и новых технологиях рассказывают сотрудники сварочного участка Ленинградского филиала «Атомэнергоремонта» (АЭР).

«Ставишь зеркальце и варишь, глядя в отражение»

«Профессию сварщика я выбрал осознанно, — говорит Николай Пехов, один из самых опытных электрогазосварщиков Ленинградского филиала АЭР. — После учебы в Курске по распределению приехал в 1977 году в Сосновый Бор на строительство третьего и четвертого энергоблоков Ленинградской АЭС. Очень понравился город, условия жизни и даже климат. Захотелось остаться здесь жить и работать.

Первое время было сложно, хоть плачь. Для неопытного сварщика все одинаково непросто. Работать приходилось, иногда вытянувшись под потолком, иногда на высоте, лежа, сидя и вниз головой. Целый день руки кверху держать тяжело невероятно, хотя буквально за месяц привыкаешь. С другой стороны, ответственность большая, работать нужно с точностью до миллиметра, если хоть один шов сделан неверно, конструкция может развалиться.

Потом набрался опыта, появились навыки и уверенность в руках, да и задачи стали ставить интересные. Помню, ручной сваркой нужно было варить трубу в несколько слоев. Каждый слой отдельно просвечивался рентгеном, и когда я, тогда еще сварщик 4-го разряда, все сделал без брака, был неимоверно горд собой: я и это теперь могу.

Уникальный опыт получил при строительстве и ремонте кораблей — совершенно другая специфика. Огромные корабли, а в них реакторы с девятиэтажный дом. Такая мощь! Еще я участвовал в строительстве ледоколов «Урал» и «Арктика», в сооружении плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».

Работы на кораблях специфичные. Зачастую это объекты, куда физически тяжело подобраться и где приходится варить несколько дней подряд. Очень маленькие диаметры у изделий, которые расположены в труднодоступных местах. Вот что, например, делать с обвязкой реактора, когда последний стык в углу возле стенки или между трубками? Приходится варить через зеркало. Ставишь зеркальце и варишь, глядя в отражение. Ремонту этот участок не подлежит, когда реактор пустят, доступа туда уже не будет.

Самые большие объекты, с которыми приходилось работать, — трубы 1200 мм в диаметре, в них можно ходить внутри почти в полный рост. На АЭС такие используют для охлаждения реактора.

А самая ювелирная работа — сварка с использованием титана, при строительстве подводных лодок, например.

Что изменилось за годы работы в технологии сварки? Раньше мы ток регулировали в одном месте, а сварочный аппарат, от которого шли кабели, находился в другом, отдельно располагался держак, где заправляли электрод, в общем, допотопная технология. Нужно было находиться рядом с аппаратом, наблюдать за ходом работы, получая высокие дозовые нагрузки. А сейчас автоматы оснащены видеокамерами. Можно находиться в чистой зоне и наблюдать по мониторам, как идет процесс сварки, не подвергаясь воздействию радиации. Комфортно и безопасно.

Система контроля тоже стала серьезнее. Проверяют сварочный шов различными методами: с помощью визуального осмотра, неразрушающего (рентген, ультразвук) и разрушающего контроля. Рентгенологический метод, например, предполагает просвечивание рабочего участка, как человека, только внутри не ребрышки видны, а все дефекты, непровары, поры и затемнения. Дефектоскописты проверяют каждый шов. Это важно, так как от качества работы сварщика напрямую зависит безопасность эксплуатации станции. Если в сварке брак, то любой специалист скажет, что это может привести к разрыву шва, что недопустимо при эксплуатации».

Опыт приходит только во время работы
«И там шов, и здесь шов»

Единственная женщина на сварочном участке Ленинградского филиала АЭР Ирина Малофеева работает электрогазосварщиком 5-го разряда на резке и ручной сварке.

«В профессию я попала случайно, приехала в Петербург из Казахстана с подругой, — вспоминает она. — Нужно было найти работу, чтобы обязательно предоставляли жилье. Так мы попали в МСУ‑90. Работы для женщин там не оказалось, но нам предложили пойти учениками сварщика. Сама не знаю, как решилась, я до этого в швейном ателье работала. Видимо, решила, что и там шов, и здесь шов, справлюсь.

Полгода мы были учениками, потом сдали экзамены, правда, разряд очень низкий дали, второй. Но у меня и подготовки-то не было. Варили небольшие соединения, в основном аргоном. Как-то легко пошло. В трубном цехе практика хорошая была, уже через год варила стыки на просвет.

Желания менять профессию на более женскую потом не возникало, зарабатывали хорошо и в командировки ездили. Все нравилось, можно было мир посмотреть. Да и мне приносит удовольствие создавать что-то своими руками.

Полуавтомат тоже хорошая вещь для ускорения процесса. Нажимаешь на кнопку, и из горелки опускается проволока, похожая на толстую леску, вместе с ней подается газ, он защищает эту проволоку от загрязнений. Проволока разогревает металл, металл расплавляется и становится жидким. Ведешь автомат вперед по металлу — получается шов. Очень удобно, когда много мелкой работы.

Чтобы стать хорошим сварщиком, нужно желание и время. А опыт приходит только во время работы. Надо представлять весь процесс, знать, что произойдет с металлом на каждом этапе работы. Тут без наставника никак. Указать на ошибку мало — нужно объяснить, как сделать правильно. Очень важно подобрать позиции, установить сварочные режимы, правильно держать угол по отношению к сварке, никуда не спешить и еще много условий. С этим поможет только практикующий и опытный сварщик. Если молодой человек будет каждый день этим заниматься, то у него начнет хорошо получаться.

За 38 лет, что я работаю, появилось много новых передовых технологий в нашей работе, есть чем заинтересовать молодежь».

«Мечтаем об аппаратах на аккумуляторах»

На автоматической сварке сварщик всегда работает в тандеме с наладчиком. Владислав Смолик, наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования 5-го разряда, с 2019 года работает на сварочном участке цеха по ремонту общестанционных систем Ленинградского филиала АЭР.

«На наладчиков специально не обучают, приходят работать ребята из разных специальностей, — поясняет он. — Я в Смоленской области получил образование автомеханика, имел дело со сваркой, был опыт в ремонте техники. Предложили работу наладчика, попробовал и вскоре понял, что эта работа мне по душе.

Моя задача — обеспечивать бесперебойную работоспособность сварочных аппаратов. Сварщики, наладчики и монтажники работают на энергоблоке вместе. Скоммутировать аппарат, настроить — это все занимает время, а на месте проведения работ каждая минута на счету.

В сварке многое зависит от сварочного аппарата. Сейчас в России начали делать хорошие аналоги зарубежных аппаратов. Мы их тестируем, оцениваем аппаратуру. Тесно работаем с производственно-конструкторским центром «Констар». В тандеме разрабатываем новое оборудование под наши задачи: сварочные автоматы, комплексы специального режущего и сварочного оборудования для проведения замены технологических каналов реакторов РБМК, оборудование для ремонта и монтажа теплообменников, запорной арматуры и многое другое. Надеюсь, в ближайшее время удастся выйти на полное импортозамещение в сварочных технологиях.

Знаете, о чем сейчас мечтает большинство сварщиков? Чтобы аппараты были на аккумуляторах. А то носишь десятки метров проводов за собой, особенно на верхнюю отметку. Много пайки, много кабелей, а если оторвался один проводок, столько времени уходит, пока найдешь разрыв».

Брак в сварке может привести к разрыву шва, что недопустимо при эксплуатации
«Если все правильно сделал, получается произведение искусства»

Одному из самых молодых сварщиков Ленинградского филиала АЭР Данилу Голубеву скоро исполнится 21 год. Он работает электрогазосварщиком 3-го разряда на резке и ручной сварке чуть меньше года.

«Мне отец посоветовал идти учиться на сварщика, — признается он. — Он сам сварщик, и бабушка 42 года сварщицей работала. Так что это семейная история. Пока работаю совсем недавно, набираюсь опыта. Но отец уже ждет, когда я смогу присоединиться к нему в работе на энергоблоке.

Пока не поработаешь, не узнаешь, что профессия реально крутая. Ты как художник создаешь картину, рисуешь идеальный шов. Если все правильно сделал, получается произведение искусства: видны чешуйки металла, температурные побежалости, виден рисунок, которым ты вел горелку или электрод.

Без сварщиков не построить огромные машины, небоскребы, корабли, длинные трубопроводы или сложные инженерные конструкции. В нашей профессии все чаще можно встретить молодежь — работать сварщиком не только престижно, но и выгодно: хорошие специалисты ценятся и хорошо зарабатывают».

Спасибо Петрову и Славянову

Временем возникновения профессии сварщика можно считать 1802 год, когда русский ученый Василий Петров открыл эффект электрической дуги, при котором между двумя угольными углеводами возникла высокая температура, позволяющая плавить металл. Спустя 80 лет изобретатели Николай Бенардос и Николай Славянов независимо друг от друга придумали способ соединения металлических деталей с использованием сварки. Так началась электрическая обработка металлов. Инженер Николай Славянов построил первую машину постоянного тока, которая была генератором сварочной дуги, это был первый прообраз сварочного аппарата.

К 1940 году советские предприятия использовали более 50 тыс. сварочных аппаратов, что требовало большого количества специалистов, подготовка которых велась сначала прямо на предприятиях, а позже уже в училищах.

Основные виды сварки

Электросварка — соединение двух металлов с помощью электрода и тока

Лазерная — сваривает детали с помощью лазера

Электролучевая — плавит металл пучком электронов

Контактная — два встроенных в аппарат электрода с разными полюсами при соединении образуют точечную сварку

Диффузионная — может соединить металл и керамику

Газосварка — производится с помощью ацетилена и кислорода, при сгорании создающих температуру, при которой металл плавится

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: