Экзамен на выдержку: как подготовить ребенка к ЕГЭ
ЕГЭ уже буквально на пороге — основной этап сдачи главного школьного экзамена пройдет с 26 мая по 20 июня. Родители заранее закупили успокоительные, дети нервничают не меньше. Психолог Екатерина Барышева разбирает несколько тревожных ситуаций, связанных с подготовкой к итоговой аттестации, и дает рекомендации родителям. Спойлер: все будет хорошо, если на выпускников не давить.
У ребенка нет мотивации
Родители жалуются: он мало внимания уделяет подготовке к экзамену, как будто не заинтересован в результате. Рискну предположить, что у ребенка есть свои планы, которыми он не делится с родителями. Это вопрос доверия в семье, для его повышения требуется отдельная терапия.
А, может, ваши дочь или сын сознательно снижают уровень мотивации, чтобы меньше бояться. И правильно делают. Решению сложной задачи при высокой мотивации может помешать страх провала. Простую задачу при низкой мотивации решать вообще не интересно. Золотая середина — выбор сложной задачи при средней мотивации, тревоги будет меньше, и все ресурсы организм направит на ее решение.
Когда родители всеми силами стараются повысить уровень мотивации ребенка, они чаще повышают его тревогу и физическое напряжение. Во всем, в том числе и в мотивации, важно чувство меры.
Подросток не хочет учиться вовсе
Не хочет или не может? Это разные вещи. Когда человек длительное время находится под влиянием стрессов, происходит истощение его психических и физических ресурсов. Снижается работоспособность, возникают трудности с запоминанием и удержанием внимания, появляется угнетенность и повышенная раздражительность. Заметили такие симптомы у вашего ребенка? Рекомендую обратиться к врачу, он проведет диагностику и может назначить препараты для улучшения работы головного мозга.
Он не знает, куда поступать
Вполне типичная ситуация. Может, подросток еще «не созрел» для осознания своего профессионального пути. В таком случае стоит предложить ему выбрать для сдачи ЕГЭ те предметы, в изучении которых он не испытывает сильного напряжения, в которых он успешен. Неопределившимся лучше выбирать не конкретные вуз и профессию, а дальнейший путь в образовании, и уже в процессе образования искать свое призвание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Советую книгу Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ», в которой автор раскрывает стратегии поддержки готовящихся к сдаче экзамена детей разных психотипов. Полезные рекомендации родителям есть в книге Дорис Вольф «Как преодолеть страх перед экзаменом».
Принципы родительской поддержки
Возьмите на вооружение фразу «Помогая, предлагай, но не требуй», ведь поддержка — это не про то, как ребенка заставить заниматься больше, а про то, как облегчить ему подготовку к сдаче экзамена.
Гармоничное распределение нагрузки. Некоторые дети во время самоподготовки могут не спать сутками, вовлекаясь в решение экзаменационных задач. Даже если у ребенка есть на это силы, он внешне активен и рвется решить еще пару-тройку заданий, не стоит его в этом поддерживать. Так и до истощения недалеко. Важно делать перерывы каждые 40 минут и ложиться спать вовремя. Дети, даже почти взрослые, не всегда могут сами соблюдать этот график.
Сохранение обычного режима дня. Походы в кино, прогулки с друзьями — важная составляющая жизни школьника. Лишать его привычного образа жизни — значит, вводить в стресс. Так зачем создавать условия, в которых ребенок будет воспринимать экзамены, как угрозу его обычной жизни. Во всем должен быть баланс. Учиться этому балансу можно и во время подготовки к ЕГЭ. И родители могут в этом поспособствовать.
Помощь в запоминании. Бывает, что ребенку для запоминания необходим человек, который ему трижды прочтет нужную информацию, или которому ребенок сам наизусть будет ее воспроизводить. Не отмахивайтесь от таких просьб.
Строительство «мостика в будущее». Чтобы ваши дети не зацикливались на непременном достижении «наилучшего результата», важно помочь им построить временную перспективу. Для этого самим родителям не помешает шире взглянуть на то, что будет после экзамена, накидать как можно больше вариантов развития событий. Вот вы все поставили на одну карту, а во время экзамена у подростка вдруг случился приступ паники (учащенное сердцебиение, тремор рук, повышенное потоотделение и пр.), что может повлиять на результат. Не набрав нужных баллов, уже не будет возможности пойти по «наилучшему варианту». Должны быть запасные: поступление в колледж, в другой вуз, год самоподготовки и пр. Важно создать «мостик в будущее», не зависящий от результатов ЕГЭ. Например, обучение на дополнительных образовательных курсах, о которых мечтал ваш выпускник.Или интересное длительное путешествие, в котором можно оглянуться по сторонам и подумать, что делать дальше.
Ну и напоследок еще одна рекомендация родителям: в первую очередь успокойтесь сами, ребенок должен видеть, что вы искренне верите в его способность справиться с экзаменами. Сильную тревогу близких дети часто считывают, как неуверенность в их силах и заражаются этой неуверенностью. Если чувствуете неспособность справиться со своей тревогой, невозможность обуздать собственные страхи, обратитесь за психологической поддержкой к специалисту.
ДОСЬЕ
Екатерина Барышева — клинический и кризисный психолог. Эксперт центра компетенций по культуре безопасности и надежности человеческого фактора Технической академии «Росатома», психолог линии психологической поддержки «Росатома».
Задать вопрос: EOBarysheva@rosatom.ru
ЛИНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Консультации квалифицированных психологов с опытом работы в кризисных ситуациях
8 (800) 755-09-90, доб. 2727
КТС (115) 2727
Понедельник — пятница, 9:00–18:00 по московскому времени
Для зарубежных площадок
Бесплатные звонки в «Телеграме»
+7 (910) 862-79-11
Оставьте сообщение с контактным телефоном в чате, и психолог свяжется с вами.