Красные флажки и зеленая зона: как на станциях вводят и снимают особый режим эксплуатации

Не допустить инцидентов, которые могли бы повлиять на ядерную, радиационную или техническую безопасность работы АЭС, а также привести к недовыработке электроэнергии, — основная задача концерна. Один из инструментов борьбы с нарушениями — особый режим эксплуатации (ОРЭ). Сегодня он введен на четырех станциях. Что такое ОРЭ и каких результатов от него ждут, рассказывает заместитель генерального директора — директор по производству и эксплуатации АЭС концерна «Росэнергоатом» Андрей Дементьев.

Вынужденная мера

На Билибинской АЭС особый режим эксплуатации был введен еще в прошлом году, и сейчас там проводится дополнительный анализ эффективности мероприятий в рамках ОРЭ. После этого примем решение о продолжении эксплуатации в особом режиме или о переходе в штатный режим.

С февраля на ОРЭ перешли еще три предприятия: Ленинградская, Нововоронежская и Курская АЭС. Эти станции вносят наибольший вклад в негативную статистику нарушений и отказов оборудования. Выявлены и серьезные проблемы в организации эксплуатации. Причем четверть всех нарушений связана с неправильными действиями персонала, то есть их можно было предотвратить при более внимательном отношении.

Вводится ОРЭ в момент кризиса для стабилизации ситуации. Это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы избежать снижения выработки электроэнергии, обеспечить исправность оборудования, выполнить установленный график несения нагрузки и выработки тепловой и электрической энергии.

Документы уровня стандартов организации, которые определяют подобные формальные процедуры, со временем совершенствовались. Если раньше такой режим был связан в основном с ужесточением процедур контроля и выполнением ответственных операций на АЭС, то сейчас это набор мероприятий для повышения надежности с обязательной поддержкой станций со стороны профильных подразделений центрального аппарата концерна. Экспертные команды оценивают эффективность выполнения мероприятий в рамках ОРЭ и в случае необходимости помогают их скорректировать.

Условно говоря, ОРЭ — это красный флажок, появление которого на станции влечет за собой пристальное внимание со стороны соответствующих подразделений «Росэнергоатома». Такой флажок означает, что коллективу необходимо выйти на совершенно другой уровень мобилизации для выполнения стоящих перед ним задач. И особенно важно, конечно, устранить коренные причины, которые лежат в области организации эксплуатации энергоблоков.

Смотрим на динамику

Усиленный мониторинг и контроль, как правило, начинают сказываться довольно быстро, редкая станция работает в особом режиме больше года. Если видна положительная динамика, позволяющая заключить, что АЭС приблизилась к уровню, который существует в целом по эксплуатирующей организации, красный флажок снимается, то есть принимается решение о снятии особого режима.

У нас есть программа повышения уровня организации эксплуатации АЭС, которая затрагивает все станции, независимо от того, работают они в особом режиме или нет. В ней есть большой технический блок: меры по повышению надежности оборудования, целевые мероприятия по работе с персоналом и предотвращение его неправильных действий, процедуры, способствующие улучшению интегрированной системы управления, и т. д. Эта программа реализуется последовательно на всех атомных станциях.

А мероприятия по организации особого режима на АЭС направлены прежде всего на повышение качества организации эксплуатации, устранение недостатков в управлении и контроле. Это и проведение целевых выездных совещаний по развитию лидерства, и разработка личных планов руководителей АЭС (директор, главный инженер и их заместители, начальники цехов), и актуализация нормативной документации, и периодическая оценка результативности принятых мер, и многое другое.

Человеческий фактор

При введении ОРЭ на АЭС обязательно назначается куратор уровнем не ниже заместителя генерального инспектора концерна. Он не только работает по плану мероприятий, но и активно взаимодействует с первыми лицами предприятия, линейными руководителями, коллективом, чтобы максимально содействовать развитию категории лидерства. От лидерской позиции руководителей, их мобилизованности, нацеленности на результат как раз и зависит во многом эффективность ОРЭ. А недостатки лидерства, формальное отношение к делу, низкая ответственность за качество организации эксплуатации становятся основными причинами слабой результативности.

Мы не можем игнорировать рост учетных нарушений со стороны персонала, потому что он приводит к тем или иным отклонениям в работе энергоблоков. По сути, это каждый раз прямая ошибка конкретного специалиста или недостаточный уровень организации работ в целом по станции. Возможно, что какая-то процедура не сработала из-за того, что качество описания ее выполнения оказалось недостаточным. Но человеческий фактор присутствует всегда — в большинстве причин произошедших событий.

Во многом на решение о введении ОРЭ влияет оценка способности коллектива предприятия мобилизоваться в кризисной ситуации. Нарушения случаются и на тех станциях, которые мы привыкли считать флагманскими, передовыми. Но особый режим на них не распространяется: есть понимание, что там сильный коллектив руководителей-лидеров, который со всеми проблемами может справиться.

ОРЭ выставляет объективную оценку потенциалу коллектива предприятия. Если коллектив сильный и здоровый в плане компетенций, нацеленности, мобилизации, такой режим пойдет ему на пользу, и в дальнейшем в нем не возникнет необходимости.

Конечно, в ухудшении показателей могут играть роль и объективные факторы. Например, уход людей на новые площадки, что временно ослабляет коллектив. Или смена руководства по возрасту, как это было несколько лет назад на одной из АЭС. Это неизбежно сказывается на работе, потому что во многом именно руководитель-лидер определяет результаты. Отсюда вывод: надо заблаговременно заботиться о резерве на ключевые должности, своевременно решать все вопросы по персоналу.

Проверка работы оборудования на втором энергоблоке Нововоронежской АЭС-2

ПОД ВИДЕОКОНТРОЛЕМ

Сергей Витковский
Главный инженер Нововоронежской АЭС

— По итогам 2022 года на Нововоронежской АЭС было восемь учетных нарушений в работе энергоблоков, это много, выше нормального значения «одно нарушение на один энергоблок в течение года». Нарушения были связаны как с отказами оборудования, так и с ошибками в работе персонала.

Эти события стали основными причинами для введения с марта особого режима эксплуатации АЭС, который продлится до конца года. Нужно воспринимать это нормально, тут нет никакой катастрофы. Для сравнения представьте, что неожиданно на дорогу перед вашей машиной выскочил лось. Тормоза не подвели, все обошлось без столкновения, но очевидно, что в следующий раз вы будете внимательнее на этом участке, заранее снизите скорость или вовсе выберете другой маршрут. Так и в нашем случае, главное — сделать правильные выводы и принять все необходимые меры.

Во время действия особого режима пристальное внимание сконцентрировано на процессе эксплуатации энергоблоков. Например, вводится особый порядок выполнения переключений: запрет на переключения в ночное время, в выходные и праздничные дни, контроль сложных переключений во время пусков-остановов энергоблоков со стороны административно-технического персонала. Увеличилось количество обходов и наблюдений руководителей уровня заместителей главного инженера и руководителей подразделений.

Персонал с пониманием относится к принимаемым мерам. Конечно, возрастает нагрузка на административно-технических специалистов, но и это управляемая ситуация. Вовлечение всех работников для решения задач позволит эту нагрузку снизить.

Для меня важно, чтобы каждый сотрудник знал и понимал свою роль в обеспечении качества эксплуатации, стремился проявлять лидерскую позицию. Я всегда говорю персоналу: «Без вас энергоблоки просто железо».

На совещаниях оперативного персонала сквозных смен, которые с марта я собираю не ежеквартально, а ежемесячно, мы открыто обсуждаем возникающие сложности и вопросы. К слову, одно из нововведений — рассмотрение результатов наблюдений с использованием видеокамер и видео­регистраторов. Сейчас камеры есть только в электроцехе, но до конца года планируем внедрить систему видеофиксации действий оперативного персонала при производстве переключений во всех производственных подразделениях АЭС.

ОШИБКИ НА МИЛЛИАРД

Александр Беляев
Главный инженер Ленинградской АЭС-2

— Нарушения на блоках ВВЭР‑1200 привели к недовыработке почти одного миллиарда киловатт-часов электроэнергии, а значит — к снижению прибыли и штрафам. Количество нарушений — один из показателей культуры безопасности. Соответственно, каждое нарушение должно быть расследовано, определены непосредственные и коренные причины, разработаны мероприятия для исключения повторения.

Глубокий анализ причин свидетельствует, что все нарушения так или иначе связаны с человеческим фактором, с отношением каждого из нас к своему делу. Четыре из семи нарушений произошли во время плановых ремонтов и связаны в основном с отказами оборудования, недостатками в изготовлении, техобслуживании и ремонте.

Наши блоки головные. Мы нарабатываем опыт, осваиваем новое оборудование, разрабатываем новые программы и мероприятия по техобслуживанию и ремонту, корректируем ремонтную документацию, проводим модернизацию. Меры в рамках особого режима эксплуатации уже дали свои результаты — мы прошли ремонтную кампанию этого года без нарушений. Еще раз внимательно пересмотрели работу с ремонтным персоналом, разработали мероприятия по повышению квалификации и пересмотру ремонтной документации. Подрядчики работают под нашим крылом, контролем и при нашем участии. Безопасная работа АЭС — это исключительно командная работа. Ошибка одного может свести на нет усилия тысячи человек.

Сейчас усиливаем и без того кропотливую работу по организации эксплуатации руководителями всех уровней: от административно-технического персонала до начальников смен станции, блоков и цехов. Усиливаем контроль подготовки и работы оперативного персонала, сопровождение начальниками цехов и их заместителями всех переключений. Разрабатываем большое количество типовых бланков переключений для исключения ошибочных действий персонала.

Все ответственные переключения административно-технические руководители сопровождают лично. Это делалось всегда, но по некоторым направлениям контроль стал более углубленным и конкретизированным. Несмотря на то что конкретно на блоках ВВЭР‑1200 и не было неправильных действий персонала, на совещаниях со сквозными сменами каждый день акцентируем внимание на безусловном выполнении всех требований безопасности с учетом особого режима эксплуатации. У нас нет права на ошибку.

Я провожу в два раза больше обходов. К утренним планеркам подключен начальник смены станции, он участвует в обсуждении общестанционных задач и сам докладывает о выполнении мероприятий по особому режиму эксплуатации, может обратить внимание коллектива, цехов на особо важную задачу дня. Уверен, когда каждый сотрудник будет понимать, что от него зависит общий успех и общая неудача, мы повысим качество эксплуатации.

«ВСЕ ДЕЛАТЬ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ»

Константин Кудрявцев
Главный инженер Ленинградской АЭС

— Основная причина особого режима эксплуатации — это суммарные нарушения в работе оборудования и персонала. У нас не было такого количества нарушений с 2017 года и в течение года нам нужно выяснить, почему они случились и что сделать, чтобы они не повторялись.

Задача взглянуть на производство, на себя и на людей иначе. Александр Шутиков (первый заместитель генерального директора по эксплуатации АЭС концерна «Росэнергоатом». — «СР») вывел простую формулу: «Все делать, как в первый раз».

Приведу пример с автомобилистами. Если я начинающий водитель, то сознательно обращаю внимание на светофор, дорожные знаки, разметку… А когда ездишь по одному и тому же маршруту на протяжении 5–10 лет, этот процесс становится привычным, стандартным, ты выполняешь его машинально. И тут нужно включить введение дополнительного контроля за привычными процедурами. Это болезненный процесс, потому что нужна последовательность действий, постоянная коммуникация, страховка друг друга. Фактически это постоянная учеба. При этом мы должны обращать внимание на недостатки.

Допустим, у вас на рабочем месте много документации и журналов. Они все нужны? А может, в электронном виде будет достаточно? Или это уже стало традицией — заполнять журнал? Стараемся устранять замечания коллег. У нас выросло количество предложений по документации и по изменению подходов к эксплуатации по сравнению с тем, что было еще лет пять назад. Только за 2022 год было 6 тыс. замечаний, а в 2017-м — всего 115. Это свидетельство роста сознательности, доверия со стороны работников, их стремления к улучшениям.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Технологии
Эврика в фотонике: о перспективах развития лазерной отрасли России
Новости
«Росатом» отгрузил комплект парогенераторов для третьего энергоблока АЭС «Аккую»
Новости
На Якутской АСММ завершили инженерные изыскания
Федеральный номер «Страна Росатом» №15 (623)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №15 (623)

На форуме «Открытые инновации» заглянули на 10 лет вперед — стр. 4

Евгений Адамов: «Не люблю, когда человек приходит со своим мнением, а уходит с моим» — стр. 6

REASkills‑2024 стал рекордным по количеству участников и компетенций — стр. 14

Скачать
Новости
Пинго и бинго: об итогах Псевдонаучной конференции физфака МГУ
Новости
От квантовых технологий до водородных поездов: на форуме «Открытые инновации» заглянули на 10 лет вперед
Показать ещё