«Росэнергоатом» осваивает рынок электрозаправок
Для концерна продажа электроэнергии на авторынке — новый бизнес. В прошлом году пилотную станцию для быстрой зарядки электромобилей установили в Сосновом Бору под Петербургом. План на этот год — развернуть сеть станций в Москве и других городах-миллионниках. В «Росэнергоатоме» считают, что развитие инфраструктуры для электромобилей находится в фазе быстрого роста.
Поворот руля
Решение о выходе на рынок электрозарядных станций в «Росэнергоатоме» приняли еще в 2019 году, но до 2022 года работа шла неспешно. Ситуация кардинально изменилась, когда зарубежные производители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) начали уходить из России. Кроме того, схлопнулось сотрудничество зарубежных производителей электромобилей с российскими поставщиками компонентов. У входящей в ТВЭЛ компании «РЭНЕРА», которая как раз начала строить в Калининградской области завод, возникли опасения насчет сбыта. «Мы понимаем, что у нас закончились потребители наших [аккумуляторных] батарей», — сказала на «Атомэкспо‑2022» глава ТВЭЛ Наталья Никипелова.
Выход из ситуации участники рынка видят в развитии собственного производства электромобилей. Российскому автопрому это выгодно: деталей в электромобиле минимум вдвое меньше, чем в машине с ДВС, соответственно, сделать его проще и дешевле. Для РЭНЕРА внутреннее производство электромобилей — новый большой рынок сбыта. Активизация российских автопроизводителей подтолкнула к полноценному запуску электрозаправочного бизнеса и «Росэнергоатом».
ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
До 2024 года
> 25 тыс.
Производство электротранспортных средств
9,4 тыс.
Установка зарядных станций, из них
~ 2,9 тыс. быстрых
До 2030 года
> 10 %
электротранспортных средств в общем объеме производства
> 72 тыс.
зарядных станций, из них
~ 28 тыс. быстрых
Источник: Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года
Бизнес-модель
Концерн назначен отраслевым интегратором нового направления бизнеса «Роуминговый оператор зарядной инфраструктуры для электротранспорта». Изначально планировалось создать цифровую платформу для управления зарядными станциями, слово «роуминговый» осталось из прежней концепции. Сейчас в концепции — развитие сети станций.
Функции оператора делегированы «Атомэнерго», дочерней компании концерна. В ее задачи входит взаимодействие с партнерами, строительство и эксплуатация электрозарядных станций (покупка электроэнергии, обслуживание клиентов, учет), создание и развитие цифровой платформы управления ЭЗС, сервисов, продажа сопутствующих товаров. Цены на услуги будут зависеть от конкретного региона.
Ускорение планов
Развивать зарядную инфраструктуру в первую очередь решено в городах-миллионниках и на крупнейших трассах, таких как М11, Москва — Санкт-Петербург.
К 2030 году «Атомэнерго» планирует установить от 900 до 11 200 быстрых электрозаправок (они, в отличие от обычных, работают на постоянном токе). Программа-максимум — занять 40 % рынка и выйти на окупаемость.
В планах — сотрудничество с таксомоторными парками, каршеринговыми и логистическими компаниями, девелоперами и УК жилых комплексов. «Переговоры с застройщиками мы уже ведем. Они заинтересовались предложением закладывать в проекты паркингов наши зарядные станции. Также планируем выйти на правительства столицы и регионов, чтобы попасть в программу субсидий для строительства быстрых электрозаправок», — рассказывает гендиректор «Атомэнерго» Валерий Маркелов.
ШЕСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ
- Бесшумность
- Мгновенный набор скорости
- Минимум двукратная экономия расходов на заправку с учетом цен на горючее топливо и электроэнергию (на протяжении всего жизненного цикла)
- КПД электродвигателя — 95 % (бензинового — 25 %, дизельного — 40 %)
- Простота ремонта из-за меньшего количества деталей
- Высокая устойчивость из-за смещения центра тяжести вниз — батарея крепится на дне электромобиля
Электромобильность как образ жизни
По словам заместителя гендиректора «Росэнергоатома», директора по сбыту Александра Хвалько, конкурентные преимущества «Атомэнерго» — это зеленая электроэнергия, поставляемая концерном. «Заряжаясь у нас, автомобилисты могут быть уверены, что не загрязняют окружающую среду и не способствуют глобальному потеплению», — отмечает Александр Хвалько.
Кооперация с РЭНЕРА позволит снизить операционные расходы. Стационарные накопители можно заряжать ночью, когда цена на электроэнергию ниже, и в часы пик, когда электроэнергия дорогая, брать ее из накопителей.
В ближайшее время «Атомэнерго» организует закупку оборудования для станций. Первые год-два будет сотрудничать с российскими производителями, затем планирует перейти на внутриотраслевое производство. «Это не самая сложная техника. Конечно, есть электронная начинка, сложные комплектующие, но эти электрозарядки точно могут производить в отрасли», — уверен Александр Хвалько.
«В концерне планируют разработать и электронное приложение — геоинформационную систему, где будут адреса заправок, карта с их местоположением, информация о свободных местах, цене заправочной сессии. В приложении можно будет забронировать ее время. Если «Росэнергоатом» договорится с автопроизводителями, не исключено появление совместных дисконтных программ», — добавляет Валерий Маркелов.
Особенности зарядного рынка
В России зарегистрировано около 20 тыс. электромобилей и 5 тыс. ЭЗС, из которых 2,1 тыс. — в Москве. Среди владельцев электрозаправок — и крупные компании вроде «Россетей» и «Русгидро», и мелкие, которым принадлежит десяток-другой станций. «В ближайшее время конкуренция усилится. Будет соперничество за лучшие места», — прогнозирует Валерий Маркелов.
Существует три типа разъемов для зарядок электромобилей: европейский, американский и азиатский. В России есть зарядки со всеми тремя. Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева на «Атомэкспо‑2022» предложила перейти на один тип. Валерий Маркелов считает, что разные стандарты не проблема: «Мы («Росэнергоатом». — «СР») будем устанавливать зарядные станции с разными разъемами. Но и владельцы автомобилей о себе заботятся — покупают переходники. С ними в России проблем нет. Они пластиковые, их отливают на нескольких предприятиях».
Нет проблем и с оборудованием для зарядных станций. Четыре крупных производителя, «Парус электро», корпорация «ПСС», «Юпитер» и концерн «Радиоэлектронные технологии», получили сертификаты происхождения (нужны в рамках программ импортозамещения), еще несколько компаний в процессе получения. У производителей широкий ассортимент зарядок: мощность варьируется от 2 кВт (для медленных зарядок в частных домах или паркингах) до 400 кВт (для общественного транспорта).
Принципиально иной подход к зарядке электромобиля — съемная батарея. Такой практикуется в Китае. В Саратовской области будут собирать китайский электромобиль FAW под маркой Alfarus. Его батарею можно перезарядить от сети или обменять на заряженную. Идея съемной батареи очень нравится президенту ТВЭЛ Наталье Никипеловой. В планах РЭНЕРА есть строительство станций замены аккумуляторов.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Во второй половине XIX века электромобили строили во Франции, Англии, Германии, США, и это был второй по популярности транспорт после авто на паровом ходу.
На рубеже XIX–XX веков электромобили были быстрее паровых и бензиновых авто и даже выигрывали у них гонки. Запас хода составлял 40–50 км.
Паровые и бензиновые машины были не так легки в управлении и чисты в обслуживании, как электромобили. Поэтому бесшумные и не пачкающие водителей и пассажиров электромобили предпочитала фешенебельная публика, особенно дамы.
Эдисон, адепт постоянного тока, придумал уличные зарядные станции, электранты. Но в районах, которые снабжала электричеством Westinghouse, ставить их было бессмысленно. Вестингауз и Тесла работали с переменным током.
Электромобили проиграли конкуренцию автомобилям с ДВС из-за падения цен на бензин и изобретения стартера в 1911 году. Он избавил бензиновые машины от главной проблемы — долгого запуска.