ESG на распутье: как трансформируется тема устойчивого развития в России
В кризисные времена вопросы экологии часто уходят на второй план. После ввода санкций российский бизнес оказался отрезан от прежней ESG-инфраструктуры. Но это не означает, что компании отменяют политику устойчивого развития: в сложных условиях устойчивость позиций на рынке еще актуальнее. К такому выводу пришли авторы экспертного доклада «Экологическая повестка как стратегический ориентир российской экономики и общества», который представили 17 января в пресс-центре ТАСС.
В подготовке доклада участвовал «Росатом», АНО «Национальные приоритеты», Российское экологическое общество и аналитический центр НАФИ.
«Компании начинают выделять два ядра в ESG-повестке, — говорит гендиректор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов. — Традиционное ядро, которым они занимались давно, остается актуальным и даже, может быть, вырастает в значимости сегодня. Оно включает в себя экологические и социальные вопросы. Это было в повестке еще с советских времен. В этом смысле ESG не является чем-то новым и неорганичным для нас. Второе ядро появилось недавно, оно отражает новую часть для нашей ментальности, для практик компаний: вопросы климата, зеленого финансирования, других стимулов и ограничений, в том числе трансграничного углеродного регулирования. Эта часть ESG-повестки сегодня ослабела и временно потеряла свою остроту».
Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности «Росатома» Анна Жигульская уверена, что все усилия не напрасны: «Если работать системно, то за счет направлений, которые мы развивали в рамках ESG в последние годы, мы сейчас можем сохранять стабильность и устойчивость. Это касается социальных аспектов. Возьмем для примера инклюзивность. Если мы раньше создавали для людей с ограниченными возможностями и законодательные инициативы по трудоустройству, и физические пространства, то сейчас эти наработки нам будут очень полезны. Это касается и экологических вопросов. Мы много сделали в налаживании экологической отчетности, мониторинга, системного подхода в этой сфере».
Крупный бизнес заинтересован в том, чтобы соответствовать экологическим стандартам (до некоторого времени международным), так как зарубежные инвесторы, партнеры, потребители и общественные организации обращали внимание на климатический и экологический аспекты деятельности компании. В нынешней реальности значимость зарубежных оценок ESG-стратегии компании снижается, однако задачи устойчивого развития не теряют актуальности — сошлись в оценках эксперты.
В последние годы, в том числе благодаря позиции руководства страны и бизнеса, уровень экологической сознательности в России сильно вырос: граждане все больше задумываются о качестве жизни, однако по-прежнему существует некоторый разрыв между осознанием важности повестки и реальным участием в экологических проектах. Об этом говорят и результаты опроса (см. инфографику).
София Малявина
Гендиректор АНО «Национальные приоритеты»
— Важно отметить роль коллектива и сообщества в экологичном поведении. Его индекс выше у сотрудников крупных компаний. Также существует связь между уровнем счастья и экологичным поведением: чем выше экоосознанность человека, тем выше уровень личного счастья. Отсюда два тезиса: чем более важным человек считает состояние окружающей среды, тем он более счастлив; счастливые люди более ответственно относятся к окружающей среде. Несчастливые — те, кто себя таковыми считают, — стремятся обвинять и ожидают неких действий от внешних служб.
Татьяна Терентьева
Заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу
— Невозможно оставаться лидером и создавать опережающие технологии без следования принципам устойчивого развития. Это большая ответственность — делать то, что никто никогда не делал. Важную роль в этом играет формирование новой культуры, ценностей и установок людей. На базе этих ценностей рождаются экопривычки, но для этого необходимо обучать людей в школах, университетах, формировать политики зеленых офисов, развенчивать ошибочные убеждения и мифы. Корпорации являются в этом трендсеттерами и своей ролевой моделью влияют на общество и его экологическую культуру. Поэтому очень важно партнерство и совместная работа государства, крупного и малого бизнеса, НКО, исследовательских компаний, которую мы уже начали и будем активно развивать. Мы видим, что стратегия малых шагов позволяет в итоге достичь серьезных результатов.
Рашид Исмаилов
Председатель Российского экологического общества
— Институт экологической репутации — вот что сегодня формируется в России. Есть чемпионы, есть лидеры среди корпораций и регионов. Например, Челябинская область. Экоответственность там сформирована в региональном стандарте. Предприятиям выгодно быть экологически ответственными. Что сегодня требует житель и общественник? Быть вовлеченным в госполитику — влиять на принятие управленческих решений, влиять на принятие технологических решений через платформы, через площадки — быть в советах, рабочих органах.