Дед Мороз с дозиметром: как менялся ассортимент умных игрушек в одном из главных магазинов страны

Из года в год родители ломают головы, что по­ложить под елку, чтобы дети были счастливы, но при этом игрушка оказалась полезной, раз­вивающей, пробуждающей тягу к знаниям. Уверены, многие нынешние сотрудники «Росатома» в детстве получали в подарок набор «Юный хи­мик», планетоход «Электроника ИМ‑11» или дет­ский телеконструктор, а их дедушки и бабушки с ностальгией хранили на антресолях дореволю­ционные модели паровозов и пароходов.

Паровые машинки от «Мюра и Мерилиза»

Раньше московский ЦУМ был универсальным магазином «Мюръ и Мерилизъ». По фа­милиям шотландцев — осно­вателей торгового дома. Не­давно в распоряжение автора попал опубликованный «Мю­ром и Мерилизом» «Иллю­стрированный прейскурант рождественских подарков, игрушек и проч. Сезон зимы 1898 года». Показательное издание для изучения предпраздничных интересов и за­тей состоятельных граждан Российской империи.

Чтобы понять масштаб приводимых ниже цен, отме­чу, что на один рубль в то вре­мя можно было приобрести 4 кг пшеничной муки, или 2,2 кг говядины, или полки­ло кофе в зернах. Средняя зарплата рабочего состав­ляла чуть больше 16 рублей, мелкого чиновника — око­ло 50, офицеры получали от 70 до 200 рублей в месяц в зависимости от чина. Ра­зумеется, буржуа­зия и крупные чи­новники имели куда более высокие до­ходы. На них в пер­вую очередь и были рассчитаны предно­вогодние цены в том прейскуранте.

Скажем, самый до­рогой набор елоч­ных украшений стоил 15 рублей и включал три пачки свечей, 50 подсвечников, пять па­чек декоративного мха, две дюжины хлопушек, дюжину фонариков, десяток орехов с сюрпри­зом, пять шаров, вер­хушку, две пачки бус, одного старика (именно так Дед Мороз значился в прейскуранте), 10 кар­тонажных фигур и «раз­ный блеск».

В программируемом планетоходе стоит микропроцессор с 10 тыс. транзисторов

Впрочем, нас больше ин­тересуют продававшиеся в электротехническом отде­ле магазина познавательные подарки для старших гимна­зистов, направленные на по­ощрение интереса к спосо­бам получения и применения энергии.

Среди них предлагались разнообразные паровые ми­кромашинки. Например, «пожарный паровой насос, приводится в действие па­ром от спиртовой горел­ки и двигается по полу — 18 руб. 50 коп.», «модель паровоза никелирован­ная, с регулятором поворо­тов, двигающаяся по полу, со спиртовой горелкой, боль­шого размера — 6 руб.», «на­сос с краном, подающим воду на чашку, приводимый в движение паровой маши­ной — 3 руб. 50 коп.», плюс также оснащенные паро­выми машинками на спир­ту кузнецы с наковальней (1 руб. 55 коп.), пароход для плавания в ван­не или пруду (13 руб. 50 коп.) и модели разнообразных па­ровых машин (от 75 коп. до 4 рублей с полтиной).

Поклонников электриче­ства магазин «Мюръ и Ме­рилизъ» мог порадовать индукционными катушка­ми с электродами и руч­ным приводом для постанов­ки разнообразных опытов (3 руб. 50 коп.), двухвольто­выми угольно-цинковыми гальваническими элементами Грене (1 руб. 10 коп.) и др.

Легко представить себе об­разцово-показательную кар­тину: кавалер, студент Императорского Московского технического училища, при­обретает в «Мюре» (так для краткости именовали универмаг москвичи) для воз­любленной из Екатеринин­ского института благородных девиц духи Pompadour от Violet из Парижа «с очень сильным, но приятным запа­хом, в изящном и оригинальном футляре» (3 руб.), писк парфюмерной моды тех лет, и внезапно встречает там же ее, только-только отоварив­шуюся запланированным на новогоднюю ночь сюрпри­зом для своего кавалера — индукционной катушкой Румкорфа для электроопытов за 3 руб. 25 коп.

Советский хит, «Конструктор-механик», помнит не одно поколение
Электроконструкторы из ЦУМа

После Октябрь­ской революции 1917 года в здании «Мюра и Мери­лиза» разместился Мосторг, в 1922‑м — ЦУМ, а о праздновании Нового года и соответству­ющих подарках забыли на­долго — казалось бы, навсе­гда. Однако вспомнили о нем в 1935‑м. В «Правде» вышла статья с предложением пода­рить детям веселый новогод­ний праздник. Собственно, и взрослым тоже, хотя выход­ным 1 января сделали только через 12 лет.

С середины 1930‑х нача­лось возрождение в СССР производства елочных игру­шек, в первую очередь разно­калиберных Дедов Морозов из ваты и папье-маше, — их начали делать артели, а затем и фабрики. Елки украшали также фигурками красноар­мейцев, матросов, пионеров с бараба­нами, краснозвездны­ми дирижаблями и са­молетами. Венчала их, разумеется, та же красная звезда.

В начале 1960‑х на елочках появились космические раке­ты и спутники — в истории цивилизации началась косми­ческая эра. Автору довелось даже как-то увидеть изготов­ленный из штампованного рельефного картона блиста­ющий перламутром елочный атомоход «Ленин».

Вернемся, однако, к ново­годним подаркам, развивающим у подростков тягу к на­укам и инжинирингу. Так, в конце 1950‑х в СССР широ­кую популярность приобрели металлические конструкторы (назывались они «Конструк­тор-механик»), в комплект ко­торых входило множество де­талек. Они были рассчитаны на учащихся средней шко­лы, позволяли мастерить мо­дели разнообразных машин и подъемно-транспортных механизмов, причем ино­гда довольно сложных, в том числе с подвижными узла­ми, требующих вниматель­ности и упорства в сборке. Стоили они довольно доро­го, но по качеству и комплект­ности заметно превосходили нынешний китайский ассор­тимент.

Младшие школьники тоже не были забыты — в произ­водстве с начала 1960‑х до­вольно долго продержался ав­токонструктор, позволявший легко собрать из готовых эле­ментов целый гараж автомо­бильчиков, очень напоминаю­щих прототипы.

Для старшеклассни­ков магазины «Юный тех­ник» предлагали наборы-полуфабрикаты, требующие определенных навыков — нужно было доработать лоб­зиком, а затем собрать пла­вающие и летающие модели кораблей и самолетов, приво­димых в действие резиномотором.

В 1956 году в СССР в прода­жу поступил набор «Юный хи­мик» с реактивами и лабора­торной посудой, с помощью которого можно было дома проводить простей­шие химические опы­ты, вплоть до биохими­ческих. Предназначался он для детей 12–15 лет и, оче­видно, требовал присутствия взрослых, ибо названия неко­торых опытов говорили сами за себя: «Тушение пожара ам­миаком», «Извержение вулка­на», «Горящая железная про­волока» и др.

Электроконструкторы в различных комплектаци­ях по степени сложности были рассчитаны на школь­ников четвертых — восьмых классов. По сути, это были небольшие испытательные стенды на батарейках, по­зволявшие демонстрировать адаптированные к школьно­му курсу физики безопасные опыты с различными соеди­нениями проводов, звонка­ми, лампочками и т. д.

Некоторые особо сооб­разительные школьники ухитрялись применять эти конструкторы для усовершен­ствования появившихся уже в 1970‑е годы самоходных электроигрушек — тракторов и планетоходов, в том числе с дистанционным управлени­ем по проводам и даже по ра­дио, одним из лидеров в вы­пуске которых был рижский завод Straume.

Такой прибор получался из радиоконструктора. ИРИ-1 оценивал радиационный фон в пределах 10–120 мкР/ч
Радиометр своими руками

Настоящий фурор в приоб­щении школьников к науке произвел набор «Оптик-мон­таж-эксперимент», импорти­ровавшийся из ГДР со второй половины 1970‑х годов. Он представлял собой аккурат­ный монтажный ящик с дета­лями, штативами и линзами. Можно было собрать настоящий те­лескоп, бинокль, микроскоп, стереопроектор, диапроектор, а также ставить эксперимен­ты по изучению свойств све­та. Стоило это чудо дорого­вато, и автор этих строк был безмерно счастлив, когда по­лучил его в подарок на новый, 1976‑й год. Помнится, даже пытался сделать на его осно­ве что-то вроде гиперболои­да инженера Гарина, но, к сча­стью, из этой затеи ничего не вышло.

В 1980‑е годы в СССР появилась портативная электроника, например программируемые калькуляторы, которые стали хо­рошим подспорьем в ра­боте инженеров и учебе студентов-старшекурсников. Не остались в стороне и раз­работчики умных игрушек для продвинутых ребятишек. И сегодня им бы пришелся по душе планетоход «Электро­ника ИМ‑11» с микропроцессором, имевший панель с кнопками программиро­вания маршрута, в том числе с препятствиями, и даже устройство для запуска сво­его рода дрона в виде ди­ска-вертушки. У планетохо­да было 16 функций, и стоил он под 30 рублей — это при­мерно пятая часть зарплаты старшего инженера в совет­ском НИИ.

К этому же времени отно­сится появление конструкто­ров типа «Юный электроник» (в частности, настольная ла­боратория ЮЭ‑50), предна­значенных для постановки простейших эксперимен­тов и углубленного изуче­ния элементной базы радио­электроники и автоматики. Более того, выпускался даже детский телеконструктор! Стоимость у него была впол­не сногсшибательная — 120 рублей. Чуть дешевле стоили подростковые радио­конструкторы.

Совершенно замечатель­ной в перечне этих интел­лектуальных забав выглядит такая штука, как бытовой до­зиметр (стрелочный инди­катор мощности экспозици­онной дозы) ИРИ‑1 образца 1990 года. Он выпускался как в исполнении «Берег» — уже готовым к применению, так и в комплектации «Трио» — в виде детского электронно­го конструктора. Дозиметр позволял оценивать уровень радиационного фона в диа­пазоне 10–120 мкР/ч и был рассчитан на 60 часов непре­рывной работы. Для иных це­лей, кроме как бытовых, он, разумеется, не предназна­чался.

Кстати, это вовсе не пер­вый общедоступный оте­чественный радиометри­ческий прибор. Во второй половине 1950‑х круж­ки юных геологов при До­мах пионеров начали полу­чать походные радиометры РМ‑1, причем старшие това­рищи рекомендовали пионе­рам использовать их для поиска месторождений урана (это не шутка). В февраль­ском номере 1956 года жур­нал «Юный техник» писал: «Юные техники ждут от ра­диотехнической промыш­ленности легкий, удобный в походе радиометр РМ‑1».

Детский телеконструктор стоил как взрослый телевизор и был мечтой техников-любителей

САМЫЙ АТОМНЫЙ

Детский набор «Лаборатория атомной энергии с ураном‑238 Гилберта» (Gilbert U‑238 Atomic Energy Lab) придумал американский предприниматель, иллюзионист и спортсмен Альфред Гилберт. Набор, поступивший в про­дажу в 1950 году, позволял с помощью имеющихся в нем приборов наблюдать альфа-частицы, процесс радиоактивно­го распада и даже измерять радиоактив­ность прилагаемых слабых источников радиации: урана‑238, свинца‑210, полония‑210, рутения‑106 и (предположительно) цинка‑65. Научная игрушка получилась радиационно небезопасной, хотя Гилберт это и отрицал.


САМЫЙ ВОИНСТВЕННЫЙ

В 1951 году издательство Доброволь­ного общества содействия авиации (ДОСАВ), одного из предшественни­ков ДОСААФ, выпустило небольшую брошюру для молодежи, занимающейся авиамоделизмом. В ней описывалась технология создания в кружках юных техников миниатюрного пульсирую­щего воздушно-реактивного двигателя и установки его на летающую модель, очень напоминающую немецкий самолет-снаряд «Фау‑1» периода Второй мировой войны.


САМЫЙ БОЛЬШОЙ

Из «технических» конструкторов «Лего» на это звание претендует модель пасса­жирского судна «Титаник» в масштабе 1:200. В длину она 135 см, состоит из 9090 деталей, включая те, что позволяют создать интерьеры лайнера: каюты, котельное отделение, столовую первого класса и проч. При вращении винтов видно, как работают паровые машины.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: