Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев: «За короткий срок пройден огромный путь»
«В чем состоял главный вызов тех, кто делал первый атомный проект? Надо было в прямом смысле слова догнать и перегнать Америку. Это удалось, имея в виду большой термоядерный проект. Но и сегодня атомщики работают с неменьшим энтузиазмом. Условия нынешние, конечно, полегче, чем были в 1940‑е и 1950‑е, но тоже требуют мужества». Так начал разговор гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев 1 декабря на телеканале «Россия 24» — в день рождения «Росатома». Приводим выдержки из интервью.
О преемственности
1 декабря 2007 года президент подписал закон о госкорпорации «Росатом» и открыл новую страницу в развитии атомной промышленности нашей страны. Тогда, 15 лет назад, нужно было в первую очередь интегрировать в создаваемую госкорпорацию огромный опыт и колоссальный потенциал, накопленный основателями первого атомного проекта.
Второй задачей стало умножение созданного ими. Сначала это были новые бизнесы, потом импортозамещение, сейчас большие проекты для технологического суверенитета нашей страны. Так что за 15 лет — короткий срок в исторических масштабах — пройден огромный путь. А главное — не потерян тот фундамент, который был заложен в первые годы атомного проекта и позже. Те, кто создавал атомную промышленность и атомную энергетику в 1970‑е и 1980‑е, кто смог удержать ее в непростые 1990‑е, — они пополнили базу знаний, технологий, реализованных проектов, которая позволяет нам удерживать мировое лидерство и развиваться.
О триллионах налогов от арктических проектов
Несмотря на международные ограничения и разного рода рестрикции, международный бизнес даже в таких странах, как Япония и Корея, продолжает демонстрировать активный интерес к нашим арктическим проектам. Северный морской путь имеет колоссальное значение для продвижения международных интересов России. При этом не надо сбрасывать со счетов и важную внутреннюю роль СМП — президент ставит задачи по транспортному сшиванию Дальнего Востока и запада, северо-запада России.
Уже два каботажных рейса проходят по СМП в этом году, когда на Дальний Восток едут строительные мощности, все, что необходимо для индустриальных проектов, а обратно — морепродукты и рыба. И всего на двух годовых рейсах мы имеем экономику по стоимости перевозок контейнера, сопоставимую с железнодорожным тарифом.
Минэкономразвития недавно сделало прогноз, что в случае реализации заявленных сегодня проектов до 2035 года страна получит более 33 трлн рублей добавленной стоимости и более 13 трлн рублей налогов. Вот что значит Северный морской путь с точки зрения макроэкономических показателей нашей страны.
О сотрудничестве в проекте ИТЭР
Без России реализовать этот проект невозможно. Наша страна поставила туда не только саму идеологию токамака, но и сверхпроводники и гиротроны. Совсем недавно на площадку ИТЭР были отгружены уникальные сверхмощные магниты.
В этом международном проекте представлены наши партнеры из КНР, США, и на эту минуту проект продолжает оставаться политически нейтральным. Работники ИТЭР, образно говоря, не имеют национальности. Есть все-таки глобальные ценности, и я надеюсь, что в том числе и наши западные соседи понимают: развитие знаний на Земле нельзя ставить под угрозу из-за сегодняшних политических амбиций и личных симпатий или антипатий тех или иных европейских и американских политиков.
О старых и новых направлениях работы
Какие сегодня задачи у «Росатома»? Первая — безусловное исполнение гособоронзаказа. Вторая — генерация электроэнергии. Удельный вес атомного электричества в энергобалансе страны приблизился к 20 %, новая цель, поставленная президентом, — 25 %. И третья задача — достижение технологического суверенитета. Это и ядерная медицина, и новые материалы, и цифровая экономика… Мы идем в металлообработку, машиностроение. Мы понимаем, что нам нужно не просто заместить выпадающие импортные поставки, а в определенном смысле возродить целые направления.
Приведу один пример — арктическое судостроение. Это не только ледоколы и суда обслуживания, но и контейнеровозы, суда ледового класса для того же северного завоза. По самым скромным подсчетам, нужно порядка 80 единиц арктических судов до 2030 года. И в альянсе с Объединенной судостроительной корпорацией у нас большие планы по созданию российских верфей именно для ледокольного, арктического судостроения.
15 лет назад новые направления бизнеса, которые осваивал «Росатом», давали возможность госкорпорации быть более устойчивой, активнее входить в технологическое пространство страны. Сейчас это необходимость.
О поиске и подготовке лучших кадров
Госкорпорация ежегодно на 3–4 % увеличивает численность [персонала]. За последние пять — семь лет — с 270 тыс. до 300 тыс. Интерес к «Росатому» виден и по качеству выпускников, которые хотят у нас работать. Это краснодипломники, победители студенческих олимпиад. В нашу ИT-команду приходят люди с именем и с проектами, одни из лучших в отрасли. Ну и наш главный научный потенциал — ученые. Мы сегодня не только возрождаем научные площадки, но и открываем новые. Самый яркий пример — филиал МГУ и Национальный центр физики и математики в Сарове.
Даже при самом умеренном прогнозе мы понимаем, что для реализации уже запущенных проектов нам до 2030 года надо привлечь еще около 200 тыс. человек. То есть речь идет о практически кратном увеличении ежегодного запроса на кадры.
О том, что будет завтра
Становление «Росатома» как общепризнанного глобального лидера ядерных технологий уже состоялось. А в ближайшие 10–15 лет я бы очень хотел, чтобы мы стали такими же признанными мировыми лидерами еще в пяти — семи отраслях — будь то цифровые или квантовые технологии, судостроение или проекты, связанные с освоением Северного морского пути.
А еще мне бы хотелось, чтобы в ближайшие годы мы стали лучшими на планете по раскрытию человеческого потенциала, чтобы к нам шли работать люди, которым искренне хочется совершить подвиг во имя страны — научный или инженерный. Уверен, как и много лет назад, так и сейчас все наши достижения — плод работы наших людей. Чем больше мы дадим им возможностей раскрыть таланты, знания, умения, дерзновения, тем выше будут результаты.