Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев: «За короткий срок пройден огромный путь»

«В чем состоял главный вызов тех, кто делал первый атомный проект? Надо было в прямом смысле слова догнать и перегнать Америку. Это удалось, имея в виду большой термоядерный проект. Но и сегодня атомщики работают с неменьшим энтузиазмом. Условия нынешние, конечно, полегче, чем были в 1940‑е и 1950‑е, но тоже требуют мужества». Так начал разговор гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев 1 декабря на телеканале «Россия 24» — в день рождения «Росатома». Приводим выдержки из интервью.

О преемственности

1 декабря 2007 года прези­дент подписал закон о гос­корпорации «Росатом» и открыл новую страни­цу в развитии атомной про­мышленности нашей страны. Тогда, 15 лет назад, нужно было в первую очередь ин­тегрировать в создаваемую госкорпорацию огромный опыт и колоссальный потен­циал, накопленный основа­телями первого атомного проекта.

Второй задачей стало умножение созданного ими. Сначала это были новые биз­несы, потом импортозаме­щение, сейчас большие про­екты для технологического суверенитета нашей страны. Так что за 15 лет — корот­кий срок в исторических мас­штабах — пройден огромный путь. А главное — не потерян тот фундамент, который был заложен в первые годы атом­ного проекта и позже. Те, кто создавал атомную промыш­ленность и атомную энерге­тику в 1970‑е и 1980‑е, кто смог удержать ее в непро­стые 1990‑е, — они пополни­ли базу знаний, технологий, реализованных проектов, ко­торая позволяет нам удер­живать мировое лидерство и развиваться.

О триллионах налогов от арктических проектов

Несмотря на международные ограничения и разного рода рестрикции, международный бизнес даже в таких странах, как Япония и Корея, продол­жает демонстрировать актив­ный интерес к нашим аркти­ческим проектам. Северный морской путь имеет колос­сальное значение для про­движения международных интересов России. При этом не надо сбрасывать со счетов и важную внутреннюю роль СМП — президент ставит за­дачи по транспортному сши­ванию Дальнего Востока и за­пада, северо-запада России.

Уже два каботажных рейса проходят по СМП в этом году, когда на Дальний Восток едут строительные мощности, все, что необходимо для индустри­альных проектов, а обрат­но — морепродукты и рыба. И всего на двух годовых рей­сах мы имеем экономику по стоимости перевозок кон­тейнера, сопоставимую с же­лезнодорожным тарифом.

Минэкономразвития недав­но сделало прогноз, что в слу­чае реализации заявленных сегодня проектов до 2035 года страна получит более 33 трлн рублей добавленной стоимо­сти и более 13 трлн рублей налогов. Вот что значит Се­верный морской путь с точки зрения макроэкономических показателей нашей страны.

«Севморпуть» во время каботажного рейса
О сотрудничестве в проекте ИТЭР

Без России реализовать этот проект невозможно. Наша страна поставила туда не только саму идеологию то­камака, но и сверхпроводни­ки и гиротроны. Совсем не­давно на площадку ИТЭР были отгружены уникальные сверхмощные магниты.

В этом международном проекте представлены наши партнеры из КНР, США, и на эту минуту проект про­должает оставаться полити­чески нейтральным. Работ­ники ИТЭР, образно говоря, не имеют национальности. Есть все-таки глобальные цен­ности, и я надеюсь, что в том числе и наши западные сосе­ди понимают: развитие зна­ний на Земле нельзя ставить под угрозу из-за сегодняшних политических амбиций и лич­ных симпатий или антипатий тех или иных европейских и американских политиков.

Сборка ИТЭР, июнь 2022 года
О старых и новых направлениях работы

Какие сегодня задачи у «Рос­атома»? Первая — безуслов­ное исполнение гособорон­заказа. Вторая — генерация электроэнергии. Удельный вес атомного электриче­ства в энергобалансе стра­ны приблизился к 20 %, новая цель, поставленная прези­дентом, — 25 %. И третья за­дача — достижение техноло­гического суверенитета. Это и ядерная медицина, и новые материалы, и цифровая эко­номика… Мы идем в метал­лообработку, машинострое­ние. Мы понимаем, что нам нужно не просто заместить выпадающие импортные по­ставки, а в определенном смысле возродить целые на­правления.

Приведу один пример — арктическое судострое­ние. Это не только ледоко­лы и суда обслуживания, но и контейнеровозы, суда ледового класса для того же северного завоза. По самым скромным подсчетам, нуж­но порядка 80 единиц арк­тических судов до 2030 года. И в альянсе с Объединен­ной судостроительной кор­порацией у нас большие планы по созданию россий­ских верфей именно для ле­докольного, арктического судостроения.

15 лет назад новые на­правления бизнеса, которые осваивал «Росатом», давали возможность госкорпорации быть более устойчивой, ак­тивнее входить в технологи­ческое пространство страны. Сейчас это необходимость.

О поиске и подготовке лучших кадров

Госкорпорация ежегод­но на 3–4 % увеличивает численность [персонала]. За последние пять — семь лет — с 270 тыс. до 300 тыс. Интерес к «Росатому» виден и по качеству выпускников, которые хотят у нас рабо­тать. Это краснодипломни­ки, победители студенческих олимпиад. В нашу ИT-коман­ду приходят люди с именем и с проектами, одни из луч­ших в отрасли. Ну и наш главный научный потенци­ал — ученые. Мы сегодня не только возрождаем науч­ные площадки, но и откры­ваем новые. Самый яркий пример — филиал МГУ и На­циональный центр физики и математики в Сарове.

Даже при самом умерен­ном прогнозе мы понима­ем, что для реализации уже запущенных проектов нам до 2030 года надо привлечь еще около 200 тыс. человек. То есть речь идет о практиче­ски кратном увеличении еже­годного запроса на кадры.

К 2030 году в МГУ-Сарове будут учиться 1 тыс. магистрантов
О том, что будет завтра

Становление «Росатома» как общепризнанного глобально­го лидера ядерных техноло­гий уже состоялось. А в бли­жайшие 10–15 лет я бы очень хотел, чтобы мы ста­ли такими же признанны­ми мировыми лидерами еще в пяти — семи отраслях — будь то цифровые или кван­товые технологии, судострое­ние или проекты, связанные с освоением Северного морского пути.

А еще мне бы хотелось, чтобы в ближайшие годы мы стали лучшими на планете по раскрытию человеческо­го потенциала, чтобы к нам шли работать люди, которым искренне хочется совершить подвиг во имя страны — на­учный или инженерный. Уве­рен, как и много лет назад, так и сейчас все наши дости­жения — плод работы наших людей. Чем больше мы дадим им возможностей раскрыть таланты, знания, умения, дерзновения, тем выше будут результаты.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: