Мэр Глазова Сергей Коновалов — о том, почему госслужба оказалась интереснее бизнеса

Прежде чем принять участие в конкурсе на соискание должности мэра Глазова, Сергей Коновалов долгое время был успешным предпринимателем. Когда в бизнесе ему стало тесно и скучно, рискнул радикально изменить жизнь. О цене карьеры, женской интуиции, роли «мужа в командировке» и стратегии Глазова до 2030 года мэр атомграда рассказал «СР».

Приступ ностальгии

— Расскажите, как вы ока­зались в Глазове.

— Это была командировка. Я жил в Ижевске, был моло­дым и успешным предприни­мателем. В Глазове базирова­лось одно из подразделений агрохолдинга «Комос Групп», в который меня пригласили работать руководителем, — компания «Глазов-молоко». Сегодня это крупный молоч­ный комбинат, а тогда был небольшим предприятием. Его нужно было технически перевооружать, проводить реконструкцию, расширять линейку продукции. В кон­це 2008 года меня отправи­ли провести его экспертизу и оценить активы. Команди­ровка оказалась знаковой. Глазов меня поверг в куль­турный шок. Городские про­мышленники не вели себя как конкуренты, они были од­ной командой, одной семьей. Все друг другу помогали, дер­жались вместе. Меня с пер­вого дня взяли в оборот, зва­ли на разные конкурсы, КВН, турслеты. Это вызвало при­ступ ностальгии.

— Ностальгии по чему?

— По детству. Мой дед был директором колхоза в Киров­ской области, председателем сельсовета. Все выходные, ка­никулы, даже больничные мы проводили у него — мама ра­ботала на закрытом военном предприятии, там было слож­но с больничными листами. Дедушка был фанатом трудо­терапии. «Вы, конечно, го­родские ребята, но у пред­седателя колхоза внуки должны уметь даже боль­ше, чем обычные деревен­ские парни, опозорить себя не дам», — повторял он. Так что крестьянский труд мне хорошо знаком. На комбайне работал по­мощником, на зерносу­шилках — на зерното­ке, на ферме делал все, от уборки навоза до дойки ко­ров. Помимо работы в колхо­зе была бурная общественная жизнь. Постоянные соревно­вания внутри коллектива, ме­жду соседними совхозами и колхозами. Я два лета под­ряд, в 13 и 14 лет, побеждал в районных соревнованиях косарей, у взрослых мужиков выигрывал. Счастливое было время.

— В Глазове вы увидели по­хожую картину?

— Да, только в современных декорациях. Поэтому был рад, что после проведения экспер­тизы меня назначили управ­ляющим в «Глазов-молоко», где я проработал с 2009 по 2014 год. За это время я по­любил город. Помню, как-то летним вече­ром сидел на бал­коне и смотрел на город. Тиши­на и зелень, крас­ные кирпичные дома, как в ку­рортном город­ке в конце сезона. Я смотрел и ду­мал: как же мне здесь хорошо. Ощу­щение того вечера за­помнил на всю жизнь. У меня, взрослого, сло­жившегося человека, здесь появились на­стоящие друзья.

Бизнес за партой

— В 2009 году вам было чуть за 30, и вы говорите, что к тому моменту уже были опытным предприни­мателем. Когда вы начали карьеру в бизнесе?

— Еще в 10‑м классе. Шли 1990‑е, я хорошо разбирал­ся в компьютерной техни­ке, мы с пацанами собирали компы, а наши старшие то­варищи их продавали, у них было свое предприятие. Так сложилось настоящее моло­дежное предприниматель­ское сообщество. А когда я перешел в 11‑й класс, к на­шей компании подошел ди­ректор школы и попросил помочь с организацией пи­тания в школьной столовой. Мы справились с задачей за три месяца. Потом к нам обращались директора дру­гих школ, и так нас засоса­ла эта тема, что за несколь­ко лет мы создали самое большое предприятие в Уд­муртии по школьному пита­нию. Я отучился в Ижевском техническом университете по специальности «эко­номика и управление на предприятии». По­том появились смеж­ные бизнесы: произ­водство кондитерских изделий, хлеба, произ­водство газировки, ло­гистика. В какой-то момент решил, что пора применить свой опыт в крупном биз­несе. Сначала устроил­ся директором по развитию в «Ижмолоко», централь­ное молокоперераба­тывающее предприятие Удмуртии, по­том работал в том же хол­динге в компании «Суха­рев-молоко», занимал пост исполнительного директо­ра «АкваАргентум». Затем на пять лет переехал в Гла­зов, а после успешной рабо­ты с «Глазов-молоком» полу­чил кресло вице-президента субхолдинга «Хладокомби­нат «Айс Вита», входяще­го в холдинг «Комос Групп», и переехал в Пермь. Отве­чал за группу из шести биз­несов в Перми и Ижевске. А в 2019 году меня пригла­сил глава региона поучаст­вовать в конкурсе на соиска­ние должности мэра Глазова. Приглашение поддержали и руководители глазовских предприятий.

Станция Глазов находится на Транссибирской магистрали

— Чем вас, человека с та­кой успешной бизнес-карьерой, заинтересовало муниципальное управле­ние?

— В какой-то момент я на­чал замечать, что хожу по кругу и на пять-семь лет просчитываю наперед судь­бу каждого своего проекта. Все предприятия стали для меня на одно лицо. Мучил­ся вопросом: а что дальше? И тут пришло приглашение из Глазова. Выбор был слож­ный: падение доходов се­мьи, карьера с нуля. Я сомне­вался, а потом жена сказала: «Ты не спишь, не ешь, езжай уже в свой Глазов, все рав­но только о нем думаешь». И я решился.

— Тем самым жена, види­мо, спасла вас от кризиса среднего возраста…

— Да, спасла. Мои мучения прекратились, я перестал ме­таться. Когда занимался биз­несом, думал, что в основ­ном все чиновники воры и коррупционеры, что толь­ко в бизнесе работают толко­вые люди. Но на новой рабо­те я повстречался с людьми по-настоящему компетент­ными. В администрации сильная команда, условия только кратно сложнее, чем в бизнесе. Я полно­стью пересмотрел свои взгляды.

— Семье пришлось за вами ехать?

— Моя семья дав­но живет в формате «муж в командиров­ке». Они в Ижев­ске, а я езжу по раз­ным городам. Когда стал мэром, они сра­зу решили ехать со мной, но было несколько препят­ствий: у младшего сына был не подходящий для переез­да год, логично было дотя­нуть до 5‑го класса, у жены своя карьера, она успешный финансист, и мы решили от­ложить все на год, а потом все снова прижилось. Видим­ся два дня в неделю — то они ко мне ездят, то я к ним. Пе­реживаю, что мало уделяю внимания двум сыновьям: приехал, ценных указаний надавал — и назад. Надеюсь, вырастут — поймут, если что — отыграюсь на внуках.

Город для долгой жизни

— А как у вас прошла адаптация?

— Муниципальная сфе­ра устроила мне настоящее испытание! В бизнесе ре­сурсов было много и я сам ими управлял, а здесь ресур­сы нужно искать, управлять ими одному не получится, роль команды, рабочих свя­зей выше, чем в бизнесе, ре­зультат нескоро. Первый год было эмоционально тяжело, сомневался в себе. А со вре­менем понял, что смогу при­менить компетенции и при­нести Глазову пользу.

— Какую?

— Хочу вместе с нашей командой сделать из горо­да клиентоориентированную структуру, когда все для лю­дей. Сумел подхватить про­екты, которые вела команда мэрии до меня. Теперь у нас самая лучшая в Удмуртии ин­вестпрограмма по комму­нальным направлениям. Есть успехи в области достижения комфортной городской сре­ды. До меня запустили боль­шой проект с РЖД по рекон­струкции привокзальной площади и восстановлению Горсада. Деньги уже выдели­ли, но проекты тормозились из-за споров между проекти­ровщиками и строителями. Мы решили эту проблему. Теперь эти, уже воплощен­ные, проекты вошли в луч­шие практики Минстроя России. Получили статус тер­ритории опережающего раз­вития. Добились того, что крупный завод по обработ­ке древесины, Глазовский фанерный завод, будет стро­иться у нас. За этот огром­ный комбинат боролись му­ниципальные образования Удмуртии и Башкирии, а по­бедили мы. Плотно работаем с командой ЧМЗ. Думаю, что решение ТВЭЛ по активному развитию завода опирается не только на производствен­ную составляющую, устойчи­вая городская среда тоже яв­ляется фактором.

Улицу Кирова благоустроили в 2021 году на грант Минстроя России

— Расскажите о вашем любимом детище — стра­тегии развития Глазова до 2030 года.

— Наша стратегия — это труд сотен людей. Прави­тельства Удмуртии, ТВЭЛ, городских предприятий, федеральных экспертов, го­родских экономистов, жите­лей. У стратегии три уровня: федеральный, региональный и муниципальный.

На федеральном уров­не у нас две основные зада­чи. Первая — создать в горо­де условия, способствующие выполнению ЧМЗ стратеги­ческих задач государства. Вторая — сделать так, что­бы в Глазовском педагоги­ческом институте учились не только жители республи­ки, но и молодежь из других атомградов, что позволит ре­шить в некоторых ЗАТО про­блему с педагогическими ка­драми.

На республиканском уров­не цель — сделать Глазов се­верной столицей Удмуртии, укрепить пространственно-территориальную функцию города в регионе. Мы по­чти в 200 км от Ижевска, бу­дет логично, если нашими лечебными учреждениями, образовательными услуга­ми, сервисами будут пользо­ваться все жители северной Удмуртии.

На местном уровне мы хо­тим стать городом, созда­ющим будущее для своих детей. Создать сервисы, от­вечающие потребностям мо­лодежи, запустить систему социальной и профессио­нальной ориентации, чтобы молодежь оставалась жить и работать здесь.

— В стратегии есть пункт о необходимости увеличить продолжитель­ность жизни на 20 %. У вас в городе тревожная стати­стика смертности, она по­чти вдвое выше рождаемо­сти. Почему?

— В 2005 году, когда мно­гие социальные преферен­ции для жителей атомградов отменили, из Глазова в год уезжали по 1,5 тыс. чело­век. Численность населения упала со 107 тыс. до 91 тыс. С 2019 года миграционные процессы у нас положитель­ные, но слабые. И эту поло­жительную динамику сме­тает высокая смертность. Я настоял на том, чтобы включить этот пункт в стра­тегию, хотя мне говорили: «Не пугай людей, все свя­жут это с тем, что у нас пло­хая экология, влияние ЧМЗ». Но мы разобрались, ЧМЗ здесь ни при чем, повышен­ных профессиональных пато­логий среди причин смерти нет. Просто медицина в упад­ке, потому что за последние годы она пережила несколько реорганизаций, и они не по­шли коллективу на пользу. Сегодня у нас самый острый в Удмуртии дефицит врачей. Накрылась правильная марш­рутизация медицинской по­мощи по ряду направлений. В рамках стратегии развития мы планируем провести ка­питальный ремонт Глазов­ской межрайонной больницы и налаживаем маршрути­зацию с республиканскими клиническими больницами, сердечно-сосудистым цен­тром, онкологическим цен­тром. Цель — как минимум снизить смертность до средних параметров региона.

Пасторальная мечта

— С 2005 года в Глазове не было ни одного мэра, ко­торый находился бы на по­сту дольше пяти лет. Ваши полномочия истекут через год. Что дальше?

— Пять лет мало. Чтобы что-то реально сделать, надо минимум семь. За последние четыре года мне поступило несколько интересных пред­ложений по работе, но я от­казался, потому что настроен идти на второй срок. На­деюсь, что глава региона, команда допустят меня к кон­курсу. Может быть, нескром­но скажу, но есть на данный момент ощущение, что пока меня не стоит менять, риску­ем на турбулентном этапе по­терять несколько крупных проектов. Но точно начну искать в городе преемника, который, если не пройду по конкурсу, смог бы занять этот пост.

— А сами останетесь в политике или вернетесь в бизнес?

— Возвращаться в сферу промышленности, которую я знаю досконально, да с уче­том муниципального опы­та? Мне будет скучно. Идти на повышение как политику в республику или в Москву тоже пока не сильно пре­льщает. Была у меня фанта­зия ближе к пенсии создать крестьянско-фермерское хо­зяйство, работать на при­роде, на свежем воздухе, за­ниматься внуками, как мой дед. Дать им то, что недодал детям. Маленький формат для меня, но бог знает. При­дет время — буду серьезнее думать.

СЕМЬ УЛИЦ-РЕСНИЦ

Впервые Глазов упоминается в 1678 году как «деревня Глазова за рекою Чепцою». В 1780 году по указу Ека­терины II село Глазово получило статус города и герб. С 1796 по 1818 год городничим Глазова был Петр Чайковский, дед композитора. С 1804 года застройка города велась по плану петербургского архитектора Ивана Лема. Редкий тип радиально-дуговой плани­ровки центра сохранился до наших дней. Центральная площадь на плане представляет собой глаз, от которого расходятся семь улиц-ресниц.

В послевоенные годы началось строительство завода по производству урана. Сегодня ЧМЗ является градо­образующим предприятием Глазова, входит в структуру ТВЭЛ. Он один из мировых лидеров по производству изделий из циркония и его сплавов, природного и обед­ненного урана, металлического кальция.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё