Полярный дрейф: ученые изучают Арктику на первой в мире ледостойкой платформе

В Северном Ледовитом океане стартовала экспедиция «Северный полюс — 41». Сотрудники Арктического и антарктического НИИ на первой в мире дрейфующей ледостойкой платформе займутся метеорологическими, океаническими, геофизическими и другими исследованиями. Несколько месяцев станция, пришвартованная к огромной льдине, будет дрейфовать в сторону Гренландии, а пройдя пролив Фрама, вернется в Мурманск своим ходом.

Лаборатории во льдах

Сведения об атмосферных, океанологических и ледовых условиях в Арктике поступают со спутников, но для более точного метеорологического анализа и моделирования динамики процессов нужны полевые исследования. Много лет экспедиции высаживались на дрейфующие льдины: ученые жили и работали в палатках прямо на льду. В 2013 году из-за истончения льда программу свернули. Чтобы восстановить регулярные исследования и не подвергать опасности людей, была построена ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». На воду ее спустили 1 сентября. 

Платформа может дрейфовать в высоких широтах без сезонных ограничений. Запаса провизии хватит на год автономной работы, топлива — на два. Корпус выдержит сжатие многолетними льдами, на борту есть все для комфортного проживания и работы ученых и членов экипажа, на одной из палуб оборудована взлетно-посадочная площадка для вертолетов Ми‑8 и Ми‑38. Это целый научно-исследовательский центр — 15 лабораторий для геологических, химических, экологических, магнитных и гравитационных исследований, изучения ледовых нагрузок и механики разрушения льда, акустической томографии Арктического бассейна, ионосферных наблюдений и др.

Станцию открыли 2 октября 2022 года

«Северный полюс» пришвартовался к кромке ледового поля площадью около 42 км² северо-восточнее Новосибирских островов. Некоторые исследования требуют особых условий, исключающих влияние вибраций и электромагнитных помех, поэтому в 500 м от судна ученые разбили мобильный полевой лагерь с лабораторными домиками, метеоблоками, геофизическим блоком и океанологическим терминалом.

Экспедиция получит массу информации о ледовой обстановке вдоль Севморпути для точного прогноза изменений в Северном Ледовитом океане и прокладки наиболее удобных и безопасных маршрутов для морских судов.

К берегам Гренландии

Идея устраивать станции прямо на льдинах появилась в конце XIX века, после того как норвежец Фритьоф Нансен вернулся из своей первой полярной экспедиции. В Советском Союзе инициаторами круглогодичных исследований в Арктике были академик Отто Шмидт и профессор Владимир Визе. Информации от станций на океанском побережье и с островов было недостаточно, требовались данные из района полюса. 

13 февраля 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об организации дрейфующей станции «Северный полюс — 1». Группа во главе с Иваном Папаниным должна была провести океанографические, метеорологические и геофизические исследования для освоения Крайнего Севера, обеспечения судоходства по Севморпути и трансарктических перелетов.

21 мая 1937 года экспедиция высадилась на льдину размером около 3 × 5 км. Полярников, оборудование и провиант доставили самолеты АНТ‑6 — они подходили по требованиям к грузоподъемности и дальности полета. Четыре АНТ‑6, названных «Авиаарктика», доработали: кабины экипажа сделали закрытыми, улучшили герметизацию и т. д.

Члены экспедиции «Северный полюс-1» с экипажем ледокола, спасшего ученых с разрушающейся льдины

Экипировки и приборов у полярников было мало: палатки, две мачты радиостанций, соединенных антенной, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца, чтобы определять местонахождение льдины и скорость дрейфа. Программа при этом была широчайшая: метеорология, океанология, земной магнетизм, гравиметрия, астрономия. Особое внимание уделяли изучению льда и морских глубин. Так, первыми данными, полученными в экспедиции, была глубина океана подо льдом — 4290 м.

По плану экспедиция должна была продлиться полтора года. Но льдина дрейфовала слишком быстро: сначала находилась в районе Северного полюса, а затем устремилась на юг со скоростью 20 км в сутки. С конца января 1938 года лед таял все стремительнее, льдина раскалывалась, и в феврале полярники уже сидели на обломке размером 30 × 50 м. На спасение отправились ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр». 19 февраля они сняли людей со льдины в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. За 274 дня экспедиция преодолела 2,5 тыс. км.

Исследования первой станции были очень полезными, и в 1950 году организовали следующую экспедицию — «Северный полюс — 2». С конца 1950‑х они стали регулярными. Самой длительной оказалась 22‑я: с сентября 1973 года до 8 апреля 1982 года.

Начатая папанинцами история завершилась примерно так же. «Северный полюс — 40» в октябре 2012 года развернули на льдине, которая через несколько месяцев начала разрушаться. 16 ученых и оборудование эвакуировал атомный ледокол «Ямал». Стало понятно, что из-за изменения климата, вызвавшего сокращения объема и толщины льда, нужно менять формат. Возобновила исследования Арктики 41‑я экспедиция на ледостойкой платформе.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Росатом» поставит урановую продукцию для бразильской АЭС «Ангра»
Синхроинфотрон
Дед Мороз с дозиметром: как менялся ассортимент умных игрушек в одном из главных магазинов страны
Технологии
Принтер вместо донора: новейшие достижения в сфере биопринтинга
Главное Новости
Кирилл Комаров — о стабильности и предсказуемости атомной энергетики
Федеральный номер «Страна Росатом» N°45 (557)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» N°45 (557)

Гендиректор «Росатома» выступил на телеканале «Россия 24» — стр. 5

Как перестроить отечественный рынок редких металлов — стр. 9

Как внедрение каракури оживило инженерное творчество в отрасли — стр. 16

Скачать
Новости
Выставочный залп: фоторепортаж с форума «Атомэкспо-2022»
Показать ещё