«Айсберг» против айсбергов — о создании атомных судов для северных морей
На пути к Северному полюсу участники экспедиции «Ледокол открытий» познакомились с уникальными специалистами. Так, на встрече с заместителем главного инженера ЦКБ «Айсберг» Андреем Гавриловым школьники узнали, почему это бюро единственное в мире, зачем к проекту «Лидер» привлекли студентов-художников и какие качества нужны, чтобы стать хорошим конструктором.
О работе бюро
ЦКБ «Айсберг» в этом году отметило 75‑летие. Наше бюро занимается разработкой документации на всех этапах жизни судна: от эскизного проекта до эксплуатационной документации. Мы единственное не только в России, но и в мире КБ, специализирующееся на проектах ледоколов с ядерными энергетическими установками. Отдельная наша задача — проектирование плавучих атомных теплоэлектростанций.
Сейчас бюро занимается техническим сопровождением строительства ледокола «Урал», готовит рабочую конструкторскую документацию ледокола нового поколения проекта 10510 «Лидер». Мы завершили технический проект судна атомно-технологического обслуживания, которое будет перегружать [топливом] реакторы плавучих энергоблоков и ледоколов.
Отдельно хочу рассказать о проекте МПЭБа, модернизированного плавучего энергоблока. Идут работы над его 3D-моделью, которая учтет все: как системы стыкуются друг с другом, оптимальность размещения трубопроводов и кабельных трасс, удобство конструкции с точки зрения эксплуатации и строительства. Рабочая конструкторская документация создается для Балтийского завода, где будут достраивать плавучий блок. И отмечу заказчика, «Атомэнергомаш», — его потрясающую энергию при продвижении этого проекта.
О пути в профессию
Я окончил Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций по специальности «эксплуатация электрооборудования и автоматики судов». С детства хотел быть моряком и, собственно, эту мечту воплотил, несколько лет проработав на судах электромехаником.
В 2006 году меня пригласили в «Айсберг». Начал инженером-конструктором 3‑й категории, сейчас — заместитель главного инженера. Эти 16 лет пролетели как один день, настолько интересные и разнообразные задачи приходится решать. Да и с коллегами повезло. Помню, когда меня только назначили начальником сектора автоматики, главный конструктор по механической специализации — между нами была должностная пропасть! — сидел рядом и буквально пошагово рассказывал, что я должен делать.
О концепте «Лидера»
Привлечь студентов Мухинского училища (Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. — «СР») к разработке концепта ледокола проекта «Лидер» предложил наш директор Александр Рыжков. «Лидер» получился похожим на мощный космический корабль — красивый и даже футуристичный, что способствовало увеличению интереса к проекту на самом высоком уровне. Ведь разговоры о сверхмощном ледоколе ведутся давно — придя в «Айсберг», я держал в руках проработки по основным техническим решениям.
Кстати, фантазии молодых художников помогли нам пересмотреть классический подход к образу ледокола. И мы сделали красивый, современный проект, который сейчас реализуется на заводе «Звезда». Это новая верфь, готовая решать амбициозные задачи по строительству современных судов большого водоизмещения.
Об импортозамещении
Остро стоит вопрос с импортным оборудованием. На третьем и четвертом серийных ледоколах проекта 22220 потребуется кое-что заменить, в том числе дизель-генераторы, часть насосов, арматуру и электрооборудование. По всем позициям будут искать отечественные аналоги либо работать над их созданием.
Мы также изучаем вопросы применения российского программного обеспечения по разным специализациям. Кроме того, в ЦКБ сильный отдел САПР, который под наши задачи пишет программное обеспечение, позволяющее выпускать рабочую конструкторскую документацию самого высокого уровня.
О конструкторских навыках
Главное для молодых специалистов — желание заниматься востребованным делом, особенно важным для страны, которое требует усидчивости и терпения. Работа конструктора не заключается лишь в генерации идей. Куда больше времени уходит на кропотливую разработку документации. Необходимые качества конструктора — внимательность, эрудированность и широкий технический кругозор, для того чтобы найти и принять нужное решение.
О путешествии на ледоколе
Организаторам экспедиции «Ледокол открытий» удалось главное — до мелочей выстроить командную работу. Великолепная образовательная программа с тремя блоками: «Открываю себя», «Открываю технологии» и «Открываю Арктику». Не только школьники, но и эксперты с удовольствием посещали эти занятия. Единственная проблема, которая возникла, — как успеть на все интересные лекции. Ну и дети на борту собрались удивительные. Вопросы, которые они задавали, были наполнены совершенно недетским смыслом. Молодцы ребята!