Сделать физику снова интересной: как прошла приемная кампания в опорных вузах «Росатома»

Результаты ЕГЭ в этом году не порадовали: экзамен стал одним из самых сложных для выпускников за последние несколько лет, cредний балл по ряду предметов заметно снизился. Как это сказалось на приемной кампании в опорных вузах «Росатома» и есть ли основания бояться кадрового голода?

Рособрнадзор был готов к тому, что средние баллы снизятся. Это прогнозировал глава ведомства Анзор Музаев еще до начала экзаменов. В нынешнем году в ЕГЭ ввели новые модели контрольных измерительных материалов. «Чтобы дать правильный ответ, выпускникам нужно рассуждать, аргументировать, использовать навыки исследовательской и проектной деятельности», — ​прокомментировал Анзор Музаев.

Прогноз оправдался. 100‑балльных результатов оказалось почти на 30 % меньше, чем в прошлом году. Средний балл снизился практически по всем предметам. Самый серьезный спад у литературы: с прошлогодних 66 до 60,8. Заметно просели русский язык и география. У физики, базового для большинства атомных профессий предмета, сокращение не драматическое: с 55,1 до 54,1. Однако заметно меньше выпускников выбрали этот предмет для сдачи ЕГЭ.

С 2009 по 2020 год ЕГЭ по физике был вторым по популярности. В этом году — ​четвертый. Потеря позиций отмечалась на протяжении нескольких лет. С 2012 по 2016 год доля сдающих этот экзамен составляла 26–27 %. В 2017 году — ​уже 23,4 %, в 2018‑м — ​21,3 %, в 2019‑м — ​19,2 %, в 2020‑м — ​19,6 %, в 2021‑м — ​18,8 % и всего 16,8 % в 2022 году.

В этом году вне конкуренции обществознание (45 %), за ним — ​биология. И впервые популярнее физики оказалась информатика: ее выбрали чуть больше 17 % участников ЕГЭ. «Тот перекос, который был в свое время в сторону экономики и юриспруденции, выровнялся, и все больший интерес вызывает естественно-научное направление и ИT», — ​сообщил Анзор Музаев.

Эксперты связывают изменения предпочтений школьников с тем, что во многих вузах на естественно-научных направлениях появились плавающие списки ЕГЭ: абитуриенты могут сами выбирать физику или информатику. Считается, что сдать информатику легче. Тем более что ЕГЭ по физике в этом году усложнился: увеличено количество заданий с развернутым ответом, изменены требования к ответу и критерии оценки решения расчетной задачи по механике. Кроме того, о высоких зарплатах айтишников сейчас не говорит только ленивый — ​возможно, поэтому выпускники устремились в «цифру».

Баллы ниже — ​студентов больше

В ряде ведущих московских университетов в эту приемную кампанию снизился проходной балл по нескольким специальностям, прежде всего технических направлений. Наиболее вероятное объяснение — ​отмена второй волны зачисления. Теперь абитуриенты не могут перекидывать документы из одного вуза в другой. Часть способных, но не уверенных в себе выпускников не решилась претендовать на места в топовых вузах. Многие отказались от идеи покорять столицу и сразу подались в регионы.

В главном ядерном вузе, НИЯУ «МИФИ», проходной балл, например, на направлении «ядерная энергетика и теплофизика» снизился с 276 до 226, на «мехатронике и робототехнике» — ​с 285 до 245. Зато недобора не допустили, контрольные цифры приема соблюдены и в Москве, и в регионах.

Всего в этом году на атомные специальности в МИФИ зачислены 617 человек, 173 — ​в Москве. «Средний балл поступивших в столице по конкурсу на атомные специальности в этом году — ​90,1, на три балла меньше, чем в 2021 году, но и зачисленных на 30 % больше», — ​подчеркнули в МИФИ. Что касается филиалов, то там средний балл сохранился, а в некоторых, например волгодонском и снежинском, даже существенно вырос.

Значит ли это, что качество подготовки новых первокурсников хуже? «Большая часть приема происходит на основе результатов ЕГЭ и олимпиад, мы не можем пока судить о реальной базе абитуриентов, — ​признают в МИФИ. — ​Однако для поступления в МИФИ традиционно требуются высокие баллы ЕГЭ, вуз привлекает прежде всего молодежь, ориентированную на инженерное и естественно-научное образование с сильной математической составляющей, поэтому мы уверены, что уровень школьной подготовки большинства наших первокурсников весьма высок — ​сопоставим с уровнем первокурсников лучших технических вузов мира».

Регионы не жалуются

В другом опорном вузе «Росатома», Томском политехническом университете, тоже заполнили все бюджетные места. Причем проходной балл на профильных направлениях госкорпорации даже вырос. «У нас три атомные специальности — ​«ядерная физика и технологии», «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» и «электроника и автоматика физических установок». Всего на них зачислены 188 человек. По сравнению с 2021 годом проходной балл по этим направлениям увеличился в среднем на 12», — ​рассказали в пресс-службе ТПУ.

В этом году в Томском политехе первокурсники из 53 регионов России и 19 стран мира, а также магистранты из 38 регионов России и 22 стран ближнего и дальнего зарубежья. «Особенностью приемной кампании в ТПУ в этом году стала дифференциация баллов для дневного отделения очной и заочной форм обучения. Помимо этого, для абитуриентов из других стран и выпускников техникумов проводились вступительные испытания в системе прокторинга (онлайн-экзамен, за ходом которого через веб-камеру следит проктор — ​администратор. — ​«СР»), — ​рассказали в вузе. — ​Специалисты ТПУ отмечают, что, судя по результатам ЕГЭ, уровень абитуриентов в этом году достаточно хороший».

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого тоже обошлось без дополнительного набора, при этом на специальность «ядерная энергетика и теплофизика» проходной балл вырос с 215 до 222 (приняли 25 человек), на специальность «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» — ​217 баллов против 204 в прошлом году (приняли 48 человек).

Судя по результатам приемной кампании 2022 года в опорных вузах «Росатома», кадровый голод отрасли в ближайшие пять лет не грозит. Студентов на атомные специальности набрали достаточно, и результаты ЕГЭ у них совсем неплохие. Главное, чтобы после выпуска физики-ядерщики не убежали за высокими зарплатами в ИТ.

Вернуть энтузиазм

Снижение интереса к физике у школьников все же вызывает опасения. И вузы, и работодатели уже действуют. У МИФИ, «Росатома» и Курчатовского института целый ряд совместных проектов, в том числе в регионах: сетевая школа НИЯУ «МИФИ», «Курчатовские классы», фестивали технического творчества школьников в городах присутствия госкорпорации.

С 2011 года в рамках проекта «Школа «Росатома» реализуется программа «Атомклассы». В ней участвуют более 60 школ по всей стране. Атомщики создают условия для углубленного изучения предметов естественно-математического цикла: оснащают классы современным лабораторным оборудованием и компьютерной техникой, помогают педагогам внедрять передовые образовательные стандарты.

В Москве работает Предуниверситарий НИЯУ «МИФИ», структурное подразделение со статусом школы. Растет количество программ с углубленным изучением физики. Помимо физико-математических классов в этом учебном году появились классы инженерно-физического и физико-биологического профилей. Предуниверситарий занял четвертое место в рейтинге по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России (рейтинг RAEX, 2022 год). Прорабатывается вопрос о создании предуниверситариев в регионах, при филиалах МИФИ.

В этом году стартовал проект МИФИ и «Росатома» — ​Кадетский атомный образовательный кластер. Задача — ​формирование научно-образовательной экосистемы для непрерывной профессиональной подготовки. Она должна базироваться на классическом кадетском образовании с углубленным изучением физико-математических и инженерных дисциплин. В 2023 году появятся два первых кластера при филиалах МИФИ — ​Снежинском и Саровском физико-технических институтах. К 2025 году кластеры должны открыться в шести федеральных округах.

В конце лета в образовательном центре «Сириус» прошел Всероссийский съезд учителей физики. 1,5 тыс. педагогов из 78 регионов России, представители вузов и органов власти искали способы снова сделать естественно-научные дисциплины популярными у школьников. По итогам съезда учреждена Ассоциация учителей физики. Она обеспечит взаимодействие школьных и вузовских преподавателей. Участники надеются, что обмен лучшими практиками позволит усовершенствовать преподавание физики в школах и увлечь наукой больше детей.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: