«Не будет воли — ничего не будет»: в «Росатоме» обсудили формулу таланта
Куда податься ребенку со способностями и к балету, и к физике? Можно ли увлечь математикой с помощью рисования? Как мотивировать детей узнавать новое? Корпоративная академия «Росатома» провела вебинар, на котором обсудили формулу таланта, природные способности и приемы их раскрытия и, конечно, роль во всем этом взрослых.
Талант — из чего он состоит
Юлия Ужакина
Гендиректор Корпоративной академии «Росатома», мать двоих детей
— Для «Росатома» раскрытие кадрового потенциала — стратегическая цель. Наша формула таланта подтверждена исследованиями, которые проводились на протяжении нескольких лет. И с чем бы мы ни сталкивались на практике, она подтверждается.
В формуле три компонента. Первый — это то, с чем человек приходит в мир, его задатки, врожденные склонности. Они у всех в разных областях и в разной степени выраженности. Есть дети, про которых ясно: этот хороший спортсмен, этот — математик. А бывает, что способностей много и их сложно однозначно описать. Например, некоторые дети с утра до ночи собирают конструктор, но это же не говорит о том, что растет способный инженер. Или ребенок постоянно что-то смотрит в интернете, зачитывается какой-то темой. Это не проявленный талант, но явно какая-то способность, которую надо распознать. И не всегда это просто. Современные дети еще и выраженно разноспособные. Они спрашивают: «Я физику очень люблю и балетом занимаюсь — мне куда?» Это здорово, что сейчас физика и лирика часто сочетаются в детях.
Способность — первый компонент таланта. Но мы не ставим знак равенства. Талант — это проявление способности в действии, результат ее раскрытия. Есть два компонента, без которых способность может не раскрыться.
Часто говорят: способный, но ленивый. «Неленивость» мы назвали в нашей формуле волей. Это энергия, которую прикладывают к тому, чтобы способность проявилась, выросла в талант. Одна из основных задач родителей и учителей — помочь ребенку сформировать волю, чтобы он доделывал дела, доходил до результата. Не будет воли — вообще ничего не будет.
Третий компонент — возможности. В какой семье ребенок родился, какие родители — довлеющие или поддерживающие? Где он живет, в какой школе учится? Онлайн-образование, конкурсы расширяют возможности, но все равно часто нужен значимый взрослый, который приведет ребенка к ним. Чтобы три компонента сработали и талант у ребенка раскрылся, очень важно окружение.
Интерес — как научить учиться
Виктория Шиманская
Доктор психологии, эксперт по развитию эмоционального интеллекта, мать двоих детей
— Чтобы способности раскрылись, важен интерес. Где ребенок проявляет интерес, там и нужно искать способности. Математика — это абстрактно, история — это абстрактно. Мы изучаем египетские пирамиды, прочитали параграф в учебнике — скука! А если посмотреть фильм про Тутанхамона, почитать книгу «Боги, гробницы, ученые», с помощью математики понять, как строили пирамиды, устроить дискуссию о том, что и как там происходило? За любым параграфом по каждому предмету — многообразие моделей познания. Грамотные педагоги это делают, захватывая ребят с абсолютно разными интересами.
Я работала с девочкой, у которой, как мне сказали, вообще нет способностей к математике, потому что во втором классе она не справлялась с простейшими примерами. У ребенка при этом потрясающий талант к рисованию, она видит художественными образами. Когда мы с ней начали рисовать яблоки, у нее все получилось и со счетом. А некоторые испытывают трудности с математикой, потому что им тяжело разобраться в условиях задачи, переформулировать их. Так у них не с математикой проблема, а с литературой, языком.
Будет это математика или другой предмет — попробуйте вместе с ребенком посмотреть научно-познавательный ролик на тему, визуализировать задачу, обсудить со всех сторон. И вы увидите, что он сам заинтересуется. Из внутреннего удовольствия подкрепляется воля — и проявляются способности.
Мотивация — где ее искать
Максим Пратусевич
Заслуженный учитель РФ, директор президентского физико-математического лицея № 239 в Санкт-Петербурге, отец троих детей
— Вообще-то, тяга к познанию — древнейший эволюционный механизм. Изначально дано, что ребенку все интересно. И если этот внутренний моторчик будет работать, родителям остается только дрова подбрасывать.
Сейчас все зациклены на внешней мотивации, и это плохо. Ребенок должен решать задачи, потому что ему нравится, потому что он от этого удовольствие получает, а не ради олимпиады. У нас же, к сожалению, достигательство, портфолио собирают чуть ли не с младенчества, а дети учатся, чтобы сдать ЕГЭ. Но это должно получиться само собой, как 10-й результат учебы.
Нужно смещать акцент с внешней мотивации на внутреннюю. Как? Есть классический эксперимент — сначала дается внешняя мотивация, а потом убирается. Мне таким образом, например, удалось заставить своих детей отдыхать днем. Первые пару раз я давал конфеты за то, что они шумели во время тихого часа. Потом перестал. Они решили, что бесплатно шуметь не будут. Так же и с учебой. Нужно переносить акценты с внешних вещей на внутренние, тогда возникает мотивация трудиться дальше. Учиться и работать, кстати, должно быть трудно. Посильно, интересно, но — трудно. Иначе не происходит развития.
Родители — в чем наша роль
Сергей Гиль
Доктор педагогических наук, научный руководитель группы проектов «Карьера в России», отец одного ребенка, дед троих внуков
— Первое правило раскрытия таланта, о чем нужно помнить родителям, — поддерживай интерес. Не свой — интерес ребенка. Лучше, если ты вместе с ним участвуешь в том, что ему интересно, именно как соучастник, а не ментор. Вторая важная штука — деятельность. Ребенок должен пробовать разное, и в этих пробах главное — чувствовать, что сделанное нравится, это придает силы. Когда это случается и папа с мамой говорят: «Ты молодец, давай мы будем тебя поддерживать», такая точка опоры может быть для ребенка неожиданной и очень важной. Нужно идти за ребенком по пробам его деятельности, а не вести его путями, которые нужны родителям.