«Если роботы захватят мир, пусть это будут роботы-художники»: каким видят свое будущее ровесники «Росэнергоатома»

К своим 30 годам герои нашего материала уже добились немалых успехов. Как им это удалось и о чем еще мечтают ровесники концерна, чего хотят достичь в своем деле, каким видят завтрашний день атомной отрасли? Слово молодым.

СТИМУЛ ДЛЯ РАБОТЫ

Инженер-технолог отдела инженерной поддержки информационных систем управления производством Смоленской АЭС Андрей Березин развивает на станции цифровые технологии и окрылен перспективами этой работы.

«Смоленская АЭС включена в первую волну внедрения информационной системы поддержки эксплуатации атомных станций, и в этой работе воодушевляет все, — поясняет он. — Во-первых, уникальность и грандиозность проекта. Со временем в единой инсталляции консолидируются все IT-системы концерна, объединятся все действующие процессы, и можно будет проследить весь жизненный цикл атомных станций. Пока мы только в начале пути, объединяем ремонтные и эксплуатационные процессы.

Во-вторых, над проектом работает очень большая команда, только на Смоленской АЭС порядка 300 человек, это специалисты из абсолютно разных направлений деятельности. Наш отдел является связующим звеном между персоналом предприятия и программистами-разработчиками.

К тому же интересно быть причастным к процессу, результат которого — повышение надежности, безопасности и эффективности АЭС, сокращение рутинной работы персонала. Все это хороший стимул, чтобы не просто хорошо работать, а работать отлично».

КРАСКИ И КИСТИ ПРОГРАММИСТА

Ведущий инженер-программист Ростовской АЭС Алексей Лянгузов уже перешагнул 30-летний рубеж, но люди молоды, пока они умеют мечтать и творить. Алексей как раз из этой категории. Днем он работает в учебно-тренировочном подразделении станции, а после работы создает картины в соавторстве с искусственным интеллектом. Карьеру на Ростовской АЭС Алексей начал 14 лет назад в отделе информационно-коммуникационных технологий. Через год перевелся в учебнотренировочное подразделение, где инженерыпрограммисты занимаются обслуживанием технических средств обучения, в первую очередь полномасштабного тренажера (ПМТ). Дело ответственное, на ПМТ тренируется оперативный персонал атомной станции, а без отработки навыков на тренажере оператор не может получить доступ к работе.

А еще Алексей с детства мечтал рисовать, но не просто так, а с помощью технического помощника. Первая версия рисующей машины была размером со стол. С третьей попытки робот уже поместился на кухонном подоконнике. «За 11 лет я потратил на разработку робота сумму, равную моему доходу за восемь месяцев, и сотни часов, проведенные в попытках решить технические проблемы», — делится Алексей.

Сегодня робот-художник Алексея Лянгузова держит кисть уверенно и рисует уже не на кухне, а в мастерской.

«Я показываю ему образ, и он начинает рисовать, перемещая кисть по холсту. Машина пробует, думает, анализирует, меняя длину и углы наклона. Многие миллионы раз. Когда чертеж будущей картины готов, робот работает с цветом. Он дозирует краски, накладывает штрихи друг на друга фактурными мазками. В результате рождается живая высокотехнологичная живопись, не похожая на традиционную работу художника. Это не одна картинка, а 16, написанных поверх друг друга. Так достигается объем, фактура, рельефность и многослойность изображения, которые и формируют неповторимый уникальный стиль картин робота-художника. Вы не спутаете их с другими», — рассказывает Алексей.

Его творчество в мировой практике классифицируется как генеративное искусство, то есть созданное с помощью машины или компьютера. И пока традиционные художники спорят о том, считать ли такие картины настоящим искусством или нет, он просто рисует.

Картины Лянгузова живые и настоящие. На своем сайте Lyanguzov.ru Алексей пишет: «Если когда-нибудь роботы захватят мир, так пусть это будут роботы-художники».

ПОТОМСТВЕННЫЙ АТОМЩИК

Инженер-физик 1-й категории отдела ядерной безопасности и надежности Нововоронежской АЭС Владислав Любавин называет себя потомственным атомщиком. И хотя его дед, Илья Александрович, трудился на АЭС бухгалтером, именно он определил будущее внука-физика.

«Когда дедушки не стало, мне было всего пять лет. Но он проводил со мной много времени, и я запомнил его как очень умного человека, к которому все в семье прислушивались», — рассказывает Владислав.

Его родители тоже работают в атомной отрасли. Мама, Ирина Николаевна, — в Нововоронежском филиале Технической академии «Росатома», отец, Виктор Ильич, — в цехе по обращению с радиоактивными отходами в Опытнодемонстрационном инженерном центре по выводу из эксплуатации. Так что вопроса, куда пойти учиться после школы, перед Владиславом не стояло: МИФИ. И вот уже пять лет он работает в отделе ядерной безопасности и надежности Нововоронежской станции.

«Я занимаюсь нейтронно-физическими расчетами. Если проще — выбираю, как будет располагаться топливо в реакторе: чтобы расстановка была безопасной и соответствовала всем предусмотренным требованиям. Одно из самых запоминающихся впечатлений — участие в первой загрузке топлива на инновационном энергоблоке № 7 НВАЭС», — рассказывает Владислав.

Молодому специалисту было у кого поучиться. Традиции нововоронежских физиков известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

«Мне повезло работать с профессионалами высочайшего уровня, — поясняет он. — Например, Дмитрий Лисицын, один из лучших физиков в стране, многое дал мне на самом старте, заложил необходимый фундамент. Теперь моя задача — приблизиться к уровню наставников».

А расти есть куда. Владислав мечтает занять место в топе-20 руководителей НВАЭС.

ИЗ ЧЕМПИОНОВ В НАСТАВНИКИ

Сергей Коробейников мечтал стать пилотом гражданской авиации, а стал мастером участка цеха централизованного ремонта Ростовской АЭС, о чем, впрочем, не жалеет, — в своей профессии он тоже ас. Сергей — неоднократный победитель чемпионатов REASkills, заместитель главного эксперта чемпионата REASkills и золотой медалист как эксперт на чемпионате AtomSkills-2022.

Начинал работу на АЭС, как и многие, с рабочей профессии — слесарем. Она и принесла ему славу: вместе с легендарным экспертом и наставником Виктором Головенько в 2019 году в компетенции «Ремонт и наладка промышленного оборудования» он завоевал золото чемпионата REASkills.

На AtomSkills-2021 Сергей Коробейников был независимым экспертом и наставником сборной «Росэнергоатома» в компетенции «Промышленная механика и монтаж», где команда вышла на первое место. На AtomSkills-2022 Сергей отправился в роли эксперта в смешанной команде Белоярской АЭС и «Балаковоатомэнергоремонта».

«На чемпионате важны и качество выполненной работы, и скорость, — говорит он. —Надо грамотно построить стратегию выполнения модулей, ведь задание разработано таким образом, что выполнить его на сто процентов за отведенное время очень сложно. Как раз в планировании и заключается роль наставника — следить за работой подопечного, выявлять слабые стороны и делать на них акцент во время тренировки. Ну и корректировать работу участника на чемпионате, конечно». В итоге Сергей вместе со своей командой из Балакова занял первое место.

КАК ИЗМЕРИТЬ БУДУЩЕЕ

Инженер по метрологии Белоярской АЭС Александр Кузнецов мечтал о работе на атомной станции с детства. Сейчас у него уже семь лет трудового стажа на атомной станции. Так что и новая его мечта — увидеть замыкание ядерного топливного цикла — обязательно сбудется, верит он.

На работе Александр занимается поддержанием в безопасном состоянии оборудования при выводе из эксплуатации энергоблоков № 1 и 2, обеспечением надежной эксплуатации блоков № 3 и 4.

«Моя работа связана с современными технологиями. Я постоянно изучаю новые приборы, новые методы их поверки и калибровки. Метрологи каждые пять лет проходят государственную аттестацию, и нужно знать все новшества, приходится постоянно учиться, — поясняет Александр. — Думаю, в не столь далеком будущем в России будет создан замкнутый ядерный топливный цикл, и первым реализатором этой технологии станет Белоярская АЭС. А затем энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах распространятся и на другие площадки. Приятно сознавать, что мы участвуем в создании будущей двухкомпонентной атомной энергетики.

У нас с женой уже двое детей: сыну восемь лет, дочери — шесть. Живем за городом, заканчиваем строить свой дом. Конечно, я задумываюсь о будущем своих детей: сын уже проявляет интерес к технической сфере, может быть, пойдет по моим стопам, а дочь — творческая натура».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: