Стойкие камнеломки и шитый карбас: ученые открывают тайны Новой Земли
В конце июля вернулись участники экспедиции «Арктический плавучий университет» (АПУ). Студенты, аспиранты, научные сотрудники 17 научно-образовательных учреждений Архангельска, Москвы, Норильска, Саратова, Санкт-Петербурга и Дубны побывали на островах Колгуев и Вайгач, на Новой Земле и Оранских островах. Мы узнали, что они изучали на самых северных российских землях.
Юбилейный поход
«Невероятные ландшафты, уникальная фауна и флора, замечательные люди, ты занят интересным делом. Ни с каким теплым морем такое путешествие не сравнить», — делится впечатлениями магистрантка Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова (САФУ) Дарина Кузнецова.
Чтобы попасть на борт научно-экспедиционного судна «Профессор Молчанов», девушка прошла непростой конкурсный отбор. «Необходимое условие участия в плавании — наличие у студента собственного научного проекта. Все заявки внимательно анализирует комиссия. В экспедицию мы берем в основном студентов старших курсов, которые уже имеют опыт научной работы и получают возможность на практике подтвердить или опровергнуть свои научные предположения», — поясняет директор Института стратегического развития Арктики САФУ, руководитель проекта АПУ Александр Сабуров.
В этом году участники экспедиции отправились в юбилейное, 10‑е плавание. Традиционные научные направления экспедиций АПУ — изучение биоразнообразия, климата и экологии арктических островов и архипелагов. На практике спектр исследований существенно шире.
«В таких высокоширотных, удаленных районах, как север Новой Земли или Земля Франца-Иосифа, благодаря экспедициям АПУ возобновлены регулярные комплексные исследования. Важно, что они именно комплексные, не замкнутые на изучении одной-двух узких тем. И мы еще никогда не делали такой объем работ на севере Новой Земли. Нам удалось побывать в точках, куда практически никогда не добираются другие экспедиции, — это залив Иванова на стороне Баренцева моря и бухта Мурманца на стороне Карского», — говорит Александр Сабуров.
Растительная подушка в вечной мерзлоте
Предмет научного интереса Дарины Кузнецовой и ее коллег из САФУ — арктические растения, научившиеся выживать в экстремальных условиях. Например, они изучают подушковидные растения Saxifraga cespitosa, дернистую камнеломку.
«За счет овальной формы эти растения создают внутри розетки особый микроклимат, который позволяет им сохранять побеги в суровых условиях. Нам было интересно проследить, как меняются температурные показатели и влажность внутри этой растительной подушки. Собранный материал после обработки позволит понять, какое значение форма растения имеет для адаптации в арктических условиях», — поясняет Дарина Кузнецова.
Ранее исследования таких растений проводились на Шпицбергене и на материковой части Арктики, а вот до островов ученые еще не добирались. Теперь же образцы удалось исследовать на островах Колгуев и Вайгач, а также на Оранских островах.
Дарина с коллегой с бакалавриата САФУ изучали флору в точках высадок экспедиции. На острове Вайгач они собирали растения для гербаризации — эту работу они выполняют в рамках коллаборации САФУ и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН. Гербарии отсканируют и выложат изображения на разрабатываемую международную интернет-платформу — они будут доступны исследователям по всему миру.
Антибиотик с Крайнего Севера
Одна из важных тем исследований «Арктического плавучего университета» этого года — микробиология.
«Арктика с точки зрения микробиологии — белое пятно, — поясняет Александр Сабуров. — Наши коллеги из Института экспериментальной медицины из Санкт-Петербурга, МГУ, РУДН отбирали микроорганизмы на предмет их использования в фармакологии для борьбы с инфекционными заболеваниями. Эта тема особенно актуальна, учитывая рост резистентности бактерий к антибиотикам».
Микробиологические образцы, полученные в ходе работы на отдаленных северных островах, предстоит тщательно изучить. Возможно, ученые смогут получить из них новые препараты для борьбы с инфекциями или усилить действие существующих медикаментов.
Судно, шитое ветвями
Еще одна задача нынешней экспедиции — спасение ценного археологического артефакта, поморской шитой лодки со звучным названием карбас. Это небольшое судно поморов-промысловиков, известное с XI века, имеет уникальную конструкцию. Доски бортов карбаса соединялись не гвоздями, а сшивались вицами (мягкими древесными корнями или прутьями, свитыми веревкой). Причем в прямом смысле сшивались стежками.
Отлично сохранившийся карбас был случайно обнаружен в 2016 году начальником отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгением Ермоловым. Тогда вывезти артефакт не удалось: высадка на берег проводилась с небольшого вертолета, и пилоты запретили брать на борт габаритный груз. Попытки доставить карбас в Архангельск предпринимались неоднократно, но были безуспешными: мешал то туман, то шторм, то накат — ветер, создающий волну на кромке берега. Ветра, дожди и морозы неумолимо разрушали уникальное судно.
В этот раз все удалось. В ходе трехчасовой спасательной операции все детали карбаса осторожно погрузили на борт «Профессора Молчанова», а затем доставили в Архангельск для реставрации и изучения.
«Теперь ученые получат возможность изучить технологии производства таких судов, как и ареал поморских промыслов на Новой Земле. Также в Русской гавани и бухте Мурманца были подробно исследованы поморские промысловые избы, которые ранее не были изучены сотрудниками национального парка «Русская Арктика», — рассказал Александр Сабуров.
Мусорный ветер
Отдельное направление исследований ученых «Арктического плавучего университета» — пути распространения морского мусора в Арктике. Неприятным открытием для исследователей стало обнаружение морского мусора на восточном побережье Новой Земли, со стороны Карского моря.
«Это огромная проблема. Там, где мусора вообще не должно быть, мы увидели огромное количество бутылок, ящиков, рыболовных сетей. В них запутывается птица, тюлени, рыба. Птицы глотают яркие пластиковые предметы, что приводит к чувству ложного насыщения, а в конечном итоге к их гибели. Ранее считалось, что мусор, попадающий на Новую Землю из Атлантики, с рыболовецких судов, в большинстве своем остается на берегах Баренцева моря. Теперь же мы убедились, что и карская сторона может аккумулировать огромное количество мусора», — подчеркивает руководитель проекта.
В ближайшее время ученым Российского государственного гидрометеорологического университета предстоит рассчитать течения и направления ветров, чтобы понять, как морской мусор оказался на восточных берегах Новой Земли. Это исследование станет важной частью при разработке экологической стратегии Арктического региона.