Правительство утвердило план развития Севморпути
План рассчитан до 2035 года, но многие задачи должны быть решены уже до конца 2022-го. Центральная роль отводится «Росатому». О важности документа свидетельствует приоритетный порядок финансирования предусмотренных в плане мероприятий. Что предстоит сделать? Мы выбрали основные направления.
Формирование грузовой базы
Львиная доля грузоперевозок по СМП приходится на вывозимое из Арктики сырье — углеводороды и металлы, поэтому надо понимать, кто, что и сколько будет вывозить. К 1 октября «Новатэк», «Роснефть», «Газпромнефть», «Норильский никель», «Северная звезда» (ведет проект по добыче угля на Сырадасайском месторождении в Красноярском крае) и ГДК «Баимская» (проект по добыче меди и попутных драгоценных металлов на месторождении Песчанка на Чукотке) должны заключить с «Росатомом» соглашения об объеме грузопотока. К 1 ноября — отчитаться о реализации сырьевых проектов. К 15 декабря должны быть готовы сводные данные о потребностях добывающих компаний в грузовых судах ледового класса, в том числе судах снабжения, с детализацией об их контрактации и сдаче.
Для оценки будущей грузовой базы и планирования перевозок Минприроды и Роснедра с 1 декабря этого года станут давать ежегодный прогноз добычи полезных ископаемых на арктических месторождениях до 2035 года, а с 1 апреля 2023 года — еще и ежегодный отчет о выполненных геологоразведочных работах. Проекты в сфере недропользования в Арктике, особенно крупные, будут поощрять и внимательно контролировать. Среди таких, например, золотое месторождение Кючус, энергию для разработки которого будет давать наземная АСММ.
Развитие контейнерных перевозок
До 2035 года правительство готово выделить на них из бюджета 7,84 млрд рублей. Сейчас решается, будут ли удобны регулярные каботажные маршруты. Первый рейс уже выполнен: контейнеровоз «Севморпуть» 21 июля доставил 149 контейнеров и 48 металлоконструкций из Санкт-Петербурга и Мурманска в Петропавловск-Камчатский. На 2022 год запланированы два круговых рейса между теми же портами. К 1 марта 2023 года в правительстве ждут оценки результатов первых рейсов и предложения по их развитию. К этому же времени должен быть определен единый морской логистический оператор, который будет заниматься северным завозом — доставкой социально значимых грузов в населенные пункты вдоль СМП.
Интересный аспект: правительство, РЖД и «Росатом» до конца года должны проанализировать, что будет, если перенаправить часть грузопотока с Восточного полигона РЖД (дороги от Кузбасса до Тихого океана) на СМП.
Планируют развивать и транзитные перевозки, но денег на них пока не предусмотрено, российский контейнерный оператор должен быть создан до конца 2024 года, а пилотный этап запланирован лишь на 2025–2027 годы.
Строительство портов и терминалов
По плану до 2026 года на СМП будут построены 10 портов и терминалов плюс несколько проектов в Мурманском транспортном узле, где создается глубоководный морской хаб. «Росатом» уже активно работает в терминале «Утренний» (проводит дноуглубительные работы, ставит системы безопасности мореплавания и др.), проектирует терминал на мысе Наглейнын для Баимского проекта и будет строить морской терминал по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на Новой Земле. На развитие портовой инфраструктуры в плане предусмотрено 121,59 млрд рублей из внебюджетных источников, 79,62 млрд — из бюджета.
Обновление грузового и ледокольного флотов
Судя по документу, понимания, на какие деньги будет строиться грузовой арктический флот, пока нет. В строчках об объемах финансирования в этом подразделе стоят прочерки. А вот на финансирование ледокольного флота деньги заложены. Так, на строительство трех ледоколов проекта 22220 и головного ледокола проекта 10510 в общей сложности будет направлено 119,55 млрд рублей. Из них 50,76 млрд — из внебюджетных средств.
Уже определено, что на пятый и шестой серийный ледоколы проекта 22220 необходимо 56,61 млрд и 61,34 млрд рублей соответственно. Однако источники финансирования пока не уточнены. Зато известно, что строительство дополнительных четырех ледоколов, запланированное на 2023–2030 годы, требуется 220 млрд рублей, и все они будут выделены из внебюджетных источников.
ДЕНЬГИ
В частности планируется выделить:
570,22 млрд — на развитие железнодорожных транспортных коридоров
539,06 млрд — на развитие ледокольного флота
150,72 млрд — на создание арктической спутниковой группировки
221,62 млрд — на развитие портовой и сопутствующей наземной транспортной инфраструктуры
218,17 млрд — на развитие аварийно-спасательной инфраструктуры
34,45 млрд — на обеспечение экологической безопасности судоходства
25,64 млрд — на развитие гидрографического обеспечения
5,03 млрд — на развитие медицинского обеспечения судоходства
4,03 млрд — на развитие гидрометеорологического обеспечения судоходства