Первая в России: студентка получила права на управление исследовательским реактором
Магистрантка Томского политехнического университета Алина Горбунова стала первой в России студенткой, получившей разрешение Ростехнадзора на управление вузовским исследовательским реактором. Для этого она прошла полугодовую стажировку и сдала девять экзаменов. О выборе профессии под влиянием Юлия Харитона, тайной силе эффекта Вавилова-Черенкова и о том, почему реактор лучше автомобиля, мы поговорили с Алиной.
Инженером по управлению исследовательским реактором ТПУ Алина Горбунова работает с конца мая. График плотный: три смены в неделю, каждая по 12 часов. Дневные дежурства чередуются с ночными. Работу на реакторе она совмещает с учебой. Устает, но не жалуется: удовольствие от работы перекрывает все издержки.
«Впервые реактор вживую я увидела на первом курсе бакалавриата. Для нас, будущих физиков-ядерщиков, проводили экскурсию, в ТПУ такая традиция, — вспоминает Алина. — Меня наповал сразил эффект Вавилова-Черенкова — голубоватое свечение вокруг реактора, вызванное движением заряженных частиц, показалось мне завораживающе красивым, а сама работа инженера по управлению реактором — очень ответственной. Тогда я и заболела идеей попасть сюда работать. И теперь каждую смену понимаю, что старалась не зря, это точно мое».
Наставник Харитон
Алина Горбунова учится на первом курсе магистратуры Томского политеха по программе «Ядерные реакторы и энергетические установки». До этого здесь же окончила бакалавриат по направлению «физик-ядерщик». В Томск приехала из Кемерова. Одна из лучших выпускниц губернаторского лицея и победительница Всероссийской олимпиады по химии, на престижное направление вуза она поступила без труда. Физику и химию обожала еще со средней школы, но никак не могла решить, какому предмету отдать предпочтение. А в 11-м классе поняла, что надо выбирать профессию на стыке этих дисциплин. Определиться девушке помог советский физик Юлий Харитон.
«Меня зацепила история жизни Юлия Борисовича, у него удивительная судьба, — рассказывает Алина Горбунова. — Физик, общественный деятель, просветитель, образец ученого-идеалиста. Имел прямое отношение к созданию атомной и водородной бомбы, а потом выступал за отказ от использования ядерного оружия — настаивал, что атом должен быть мирным. Это из-за него я выбрала профессию. В семье атомщиков никогда не было, я первая. Бытует мнение, что это не женское дело, что профессия опасная, а на самом деле она интересная и нет никакого риска для здоровья, если соблюдать требования безопасности».
На подступах к реактору
На третьем курсе, когда началась специализация, девушка выбрала направление «Ядерные реакторы и энергетические установки». Это гарантировало доступ к реактору: курсовые, лабораторные работы студенты писали, опираясь на исследования, которые делали на установке.
«Целый семестр на четвертом курсе мы провели на реакторе, — говорит Алина. — Изучали его организм: многочисленные защитные системы, технологические особенности, дозиметрию. А когда мы с одногруппниками Максимом и Михаилом случайно узнали, что студент может устроиться на работу на ядерный реактор, загорелись этой темой. Правда, тогда предлагали работу не инженеров, а другие должности, попроще. Но нам хотелось быть именно инженерами. Мы были настойчивы, первыми из потока подали заявления, написали резюме, и нам разрешили попробовать. Рассудили, что у нас профильное образование, почему бы не дать шанс. Мы вместе с ребятами и учились, и экзамены сдавали. Самым сложным для меня было выучить защитные системы реактора. Там много схем, блоков, нюансов, и их надо обязательно понимать. В голове должна была сложиться цепочка: что происходит в реакторе, в его электрической цепи, когда ты жмешь на кнопки пульта управления».
Чтобы получить разрешение на управление реактором, нужно было пройти полугодовую стажировку на установке, а потом сдать девять экзаменов — восемь внутренних и один перед комиссией Ростехнадзора. Экзаменаторы проверяли знание нормативных документов, правил эксплуатации оборудования, норм ядерной и радиационной безопасности, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
«Внутренние экзамены принимала комиссия из учебно-научного центра «Исследовательский ядерный реактор», — рассказывает Алина. — В нее вошли главный инженер, начальник службы эксплуатации, начальники смен. Гоняли нас по всем схемам реактора, начиная с радиационной безопасности, заканчивая электроснабжением и системами управления и защиты. Теорию спрашивали с прицелом на практику, то есть не просто билеты, а вопросы типа: «А что ты будешь делать, если случится то или это?». Нужно было комплексно оценить ситуацию, риски и предложить правильное решение. Заключительный экзамен принимала комиссия Ростехнадзора. Политех дает хорошую теоретическую и практическую базу, поэтому нам с Максом и Мишей удалось успешно сдать все экзамены и получить разрешение на работу. Теперь мы коллеги».
Никакой опасности нет
В конце мая Алина Горбунова приступила к работе на единственном действующем университетском реакторе в стране — водоохлаждаемой установке бассейнового типа мощностью 6 МВт. До нее за пультом ни этого, ни другого исследовательского реактора женщина в нашей стране не сидела.
«Со времен первого атомного проекта считалось, что это работа исключительно для мужчин: якобы большие дозы радиации, сложная система управления, — говорит студентка. — Но сегодня технологии изменились, вопросам безопасности персонала уделяется огромное внимание, так что женщинам бояться нечего. Можно смело идти на любые должности. Никаких особенных мер по защите своего здоровья мне принимать не надо, просто перед сменой переодеваюсь в форму, сшитую из специального плотного материала, руки и ноги закрыты, на голове чепчик, а с собой два индивидуальных дозиметра. Один на случай аварии, другой повседневный — его проверяют каждые две недели, смотрят, какую дозу радиации получил сотрудник. Я за полгода стажировки на реакторе не набрала даже допустимой минимальной дозы. Показатель ни разу не превысил 20 микрозивертов. Реактор никакой угрозы людям, соблюдающим технику безопасности, не несет».
В обязанности Алины Горбуновой входит пуск реактора, его остановка и контроль за мощностью работы и соблюдением технологических параметров. Ее напарник за пультом — начальник смены.
«На нашем реакторе в год проводится больше тысячи экспериментов. Для них в активную зону реактора помещают различные материалы. Это может, например, изменить запас реактивности, мощность реактора. За всем этим нужно следить. Даже в те дни, когда реактор не запускается, операторы должны вести строгий контроль его технологических параметров, — отмечает Алина Горбунова. — Моя самая первая смена выпала на ночь, я очень волновалась, и долго сидеть за пультом с непривычки было сложно. Но больше всего давила ответственность. Боялась, что что-то перепутаю или забуду. Начальник смены меня успокаивал и поддерживал».
Алине кажется, что даже сейчас ей не хватает знаний. Поэтому она записалась на курсы для инженеров, управляющих исследовательским реактором, чтобы лучше понимать физические процессы, которые происходят в установке, и лучше разбираться в ее электронике.
Не полагаясь на судьбу
«Все самые главные цифры и параметры в голове уже отложились, любое отклонение на пульте я сразу замечаю и без заминок принимаю нужные решения, — делится Алина Горбунова. — Раньше была уверена, что на работе буду все время на нервах, но даже небольшой опыт дает спокойствие и уверенность в своих силах. Реактор — уникальная вещь, его нельзя сравнить ни с одной установкой на земле. Вот я сейчас учусь управлять автомобилем и никак не могу смириться с тем, что на дороге не все зависит от тебя, много других водителей, ходят пешеходы и т.д. С реактором не так. Все процессы контролируешь сам, то есть сам являешься гарантом надежности».
В магистратуре Алине учиться еще год. В это время она продолжит работу на исследовательском реакторе ТПУ. Девушка уверена, что этот опыт откроет перед ней много новых профессиональных возможностей.
«Если решу поступать в аспирантуру, моя кандидатская точно будет связана с реакторной темой, — рассуждает Алина Горбунова. — Если решу работать на энергетическом реакторе какой-нибудь АЭС, мой опыт даст мне преимущество. Я бы хотела, чтобы все мое будущее было связано с реакторами. Сейчас мне больше всего нравятся установки ВВЭР-1200 поколения 3+. У них улучшенная система защиты, они безопасны, выгодны в эксплуатации, я бы хотела поработать на такой установке. Но самая заветная мечта — поучаствовать в физическом пуске реактора какого-нибудь нового типа. А в глобальном смысле я бы очень хотела, чтобы ядерная энергия стала основной во всем мире и была доступной даже для тех стран, у которых нет возможности самим ее получить».
Артем Наймушин
Начальник учебно-научного центра «Исследовательский ядерный реактор» ТПУ
— Это был наш первый опыт: мы решили дать возможность студентам уже в магистратуре пройти аттестацию и приступить к реальной работе на действующем реакторе. Аттестация Ростехнадзора — серьезная процедура. И опыт ее прохождения пригодится ребятам в дальнейшей работе. Все реакторы разные, если ребята устроятся работать потом, например, на АЭС, то вновь придется проходить аттестацию, но они уже будут знакомы с этой процедурой. Работа по специальности во время учебы — это финансовое подспорье для студентов. Вузу такое сотрудничество тоже выгодно, мы получаем специалистов с хорошей теоретической подготовкой, с незашоренным сознанием. Когда они работают вместе с опытным персоналом, получается отличный результат. Алина у нас, конечно, не единственная девушка на реакторе. Женщины работают инженерами по радиационной безопасности, химиками, исследователями. Но студентка за пультом управления реактором — первая у нас и первая в стране. С работой она справляется прекрасно. У Алины много хороших идей. Недавно она предложила новые темы лабораторных работ на реакторе для студентов-бакалавров. Они позволят осветить больше реакторных технологий при подготовке специалистов ТПУ.
СПРАВКА
Реактор Томского политеха — единственный действующий вузовский ядерный реактор в России. Он был запущен в 1967 году. Включен в перечень уникальных научных установок и является мегасайенс-площадкой, где ведутся передовые исследования в области ядерных технологий и ядерной медицины. На реакторе выполняется ядерное легирование кремния, наработка радиоизотопов, производятся радиофармпрепараты, проходят радиационные испытания. Единственный российский исследовательский реактор вуза, к которому имеют доступ иностранцы. Ежегодно на реакторе проходят обучение 430 студентов, в том числе иностранных. С 2015 года в Томском политехе запустили международные образовательные ядерные программы, за это время отучились порядка 150 человек из более чем 15 стран. Установка не раз проходила модернизацию, очередной ее этап начался в 2022 году.