Как не допустить выгорания сотрудников и устранить бюрократию

На конференции «ПРО людей» руководители «Росатома», сотрудники HR-департаментов, представители волонтерского и молодежного отраслевых объединений обсудили результаты ежегодного исследования вовлеченности, борьбу с бюрократией и возможности, которые открываются перед отраслью.

Вовлеченность растет — ​удовлетворенность падает

За 10 лет проведения исследования вовлеченности сотрудников ее уровень вырос с 60 до 84 %, что превышает показатели лучших международных работодателей. При этом количество респондентов увеличилось в пять раз: с 20 тыс. до 100 тыс., включая участников пульс-опросов — ​короткого регулярного анкетирования. Гендиректор AXES Management Сергей Львов (компания консультирует «Росатом» по вопросам управления персоналом) отметил, что пик роста пришелся на весну 2020 года — ​первую волну пандемии. Во второй половине 2021 года наблюдалось снижение, однако его удалось полностью отыграть: по результатам исследования в феврале — ​марте этого года уровень поднялся до 84 %. Как пояснила директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности «Росатома» Анна Жигульская, это результат активного открытого диалога с персоналом. Пульс-опросы во второй половине 2021 года оперативно выявили, что волнует людей, это позволило быстро отреагировать.

В числе основных причин роста вовлеченности — ​повышение авторитета руководителей в глазах сотрудников, считает Сергей Львов. Атомщики отметили усиление обратной связи от руководителей разного уровня.

Между тем удовлетворенность в отрасли упала на 2 % и отстает от вовлеченности на 7 %, как показало последнее исследование. Это говорит о риске выгорания сотрудников. Эксперты советуют руководителям следить за ситуацией и действовать на опережение. «Я бы порекомендовала сфокусировать внимание на нескольких основных направлениях, — ​говорит заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева. — ​Во-первых, важно отмечать любые, даже маленькие победы сотрудников. Это придает уверенности и сил. Во-вторых, нужно максимально убрать рутину, бюрократию и т. д. В-третьих, усиливать поддержку: индексирующие выплаты, социальные льготы. Например, по санаторно-курортному отдыху мы повышаем лимит расходов. Также будут выплаты для привлечения молодежи, оставляем жилищные программы, будем компенсировать проценты по кредитам, которые сейчас выросли».

Меньше отчетов

В этом году впервые в исследование вовлеченности были включены вопросы о бюрократии. Многие респонденты отметили, что ситуация в последние годы в лучшем случае не изменилась, а по мнению некоторых, усугубилась. Половина опрошенных считает, что текущий уровень превышает разумный и приводит к потере времени и снижению эффективности. «Я и в своей работе вижу, как сильно бюрократия тормозит принятие решений, — ​признает директор департамента организационного развития «Росатома» Юлия Вржесень. — ​И многие коллеги говорят, что это одна из серьезных проблем, с которой надо бороться. Адаптируя процессы к удаленке, мы в рабочей группе по оптимизации процессов аналитического центра госкорпорации перевели много документов в электронный формат. Реализуем проекты по автоматизации и цифровизации. Один из ярких примеров — ​личный кабинет, который я считаю колоссальным вкладом в дебюрократизацию. Теперь кадровые документы не надо подписывать на бумаге. Я, например, уже ничего связанного с командировками, отпусками и др. не делаю на бумаге. Все подписываю в личном кабинете, а часть вопросов решаю через чат-бот МАРК в телефоне. Это суперудобно».

Однако этого недостаточно, считает Юлия Вржесень: «У нас по-прежнему есть проблемы и с согласованиями «на всякий случай», и с отчетами, которые не используются при принятии решений, и с избыточными и дублирующими друг друга правилами. Бюрократия начинается с нас самих. Даже при хорошо отлаженных процессах может найтись исполнитель, который сделает процесс невыполнимым. Поэтому вектор текущего года — ​устранение неразумной бюрократии вокруг себя. И тут важны персональные, очень простые проекты с быстрым результатом. Готова такие проекты поддерживать».

Гендиректор АЭХК Александр Дудин обратил внимание на то, что бороться с бюрократией нужно аккуратно, чтобы «с водой не выплеснуть ребенка». Есть огромный пласт регламентов, технических документов. Их главная задача — ​предостеречь сотрудников от ошибки, цена которой в атомной отрасли слишком высока.

Новые возможности

Татьяна Терентьева отметила, что нужно уделять особое внимание профессиональной переподготовке, повышению квалификации сотрудников. У «Росатома» есть собственная мощная образовательная база, высококлассные центры компетенций, сильные эксперты. И сейчас самое время вооружать сотрудников лучшими программами, лучшими навыками, чтобы они могли повышать конкурентоспособность отрасли.

Одной из ключевых тем конференции стало восприятие «Видения «Росатома»‑2030». Результаты фокус-групп говорят о том, что его сохранение символизирует для сотрудников долгосрочную устойчивость и способность компании противостоять вызовам и угрозам внешней среды.

Вдохновить могут и новые перспективы, которые открываются перед отраслью. «На стратегической сессии топ-руководителей мы сформулировали более 70 предложений о том, как двигаться дальше в новых реалиях, — ​говорит гендиректор ТВЭЛ Наталья Никипелова. — ​В отношении будущего у нас нет никакого уныния, наоборот, мы расширяем виды деятельности, стараемся завоевать новые рынки. Сегодня у нас в портфеле 10 направлений бизнеса. При этом возможности внутри каждого из них кратно растут. К примеру, раньше мы не собирались широко заниматься услугами по аддитивной печати, а сейчас это стало крайне востребовано. Наша стратегия очень адаптивная и вариативная. Залогом уверенности в ее реализации является то, что каждый сотрудник понимает, как ему нужно работать в новых условиях и какие ресурсы для этого у него есть».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: