Через годы, через предсказания: самым точным из футуристов оказался Герберт Уэллс

О возможностях современной атомной энергетики говорили еще тогда, когда не существовало никаких ядерных реакторов. Наш обозреватель вспомнил самые любопытные прогнозы, сделанные во времена начала укрощения атомного ядра, в том числе некоторые частные моменты из истории электрификации в целом.


Поразительная точность

«Холстену было суждено дожить до того времени, когда атомная энергия вытеснила все остальные ее виды. Однако после его открытия прошло еще немало лет, прежде чем были преодолены разнообразные конкретные трудности и оно получило возможность эффективно вторгнуться в человеческую жизнь.

Только в 1953 году первый двигатель Холстена — ​Робертса поставил искусственно вызванную радиоактивность на службу промышленному производству, заменив паровые турбины на электростанциях. <…> К осени 1954 года (напомним, первая в мире Обнинская АЭС дала промышленный ток в 1954‑м. — «СР») во всем мире начался гигантский процесс смены промышленных методов и оборудования. В этом не было ничего удивительного, если вспомнить, насколько даже самые ранние и несовершенные из этих атомных двигателей были дешевле тех, которые они вытесняли».

Герберт Уэллс. «Освобожденный мир». 1913 год


Великий источник энергии

«Всякий предмет состоит из очень малых невидимых частичек, называемых «атомами». Недавно было открыто, что внутри каждого мельчайшего атома есть еще меньшие частицы электричества, вращающиеся с большой быстротой. В очень интересном металле, именуемом радием, мы встречаем такие взрывающиеся атомы; некоторые частицы с большой скоростью отскакивают от ядра. Если бы мы могли добиться того, чтобы такие вращающиеся частицы электричества внутри атомов совершали бы для нас полезную работу, нам бы не надо было ни паровых машин, ни бензиновых двигателей. Однако мы не можем пока использовать этот великий источник энергии, и, вероятно, еще пройдет немало времени, пока кто-нибудь напишет о достижении этого величайшего изобретения».

Чарльз Джибсон. «Великие изобретения», Москва — ​Ленинград, «Земля и фабрика». 1925 год


Фронтовая АЭС

«Электрической энергией можно уничтожать живую силу противника (речь идет об электрифицированных заграждениях из колючей проволоки. — «СР»), освещать штабы и окопы, приводить в действие различный электрический инструмент и машины, готовить пищу. Откуда же в условиях боевой обстановки войска будут получать электрическую энергию? Войска имеют подвижные электрические станции различной мощности. Автомобильная силовая электрическая станция, сокращенно называемая АЭС‑3, состоит из двух оборудованных автомобилей ЗиС‑5, в кузовах которых размещено имущество станции. На одном из автомобилей под кузовом установлена электрическая машина (генератор трехфазного переменного тока напряжением 220/133 вольта, мощностью 15 киловатт) и щит распределительного устройства. Автомобильная электрическая станция может применяться на постройке и ремонте деревянных мостов, на постройке различных оборонительных сооружений».

Сергей Дугарев. «Военно-инженерная техника», Москва, Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР. 1938 год


Техника коммунизма

«В энергетике атомная техника вызовет настоящий переворот, когда научатся получать дешевую ядерную энергию в больших количествах. Это будет. Атомная техника — ​техника коммунизма, и мы заставим силу, скрытую в недрах атома, служить советским людям. Она вооружит нас энергией — ​энергией, переделывающей мир.

«Исследовательские работы по применению пара высоких давлений и температуры приводят нас к проблеме использования атомной энергии, — ​говорит академик Г. М. Кржижановский (ученый-энергетик, один из разработчиков плана ГОЭЛРО. — «СР»). — ​Часть ядерной энергии, идущую на нагревание воды, можно использовать для получения пара высоких давлений, который будет поступать в турбины мощной электростанции, построенной на месте получения атомной энергии. Электрический ток, вырабатываемый на подобных электростанциях, может быть передан затем при помощи высоковольтных линий на большие расстояния».

Атомные газовые турбины на электростанциях, судах, самолетах, тепловозах… Пока мечта, но мечта, которой суждено осуществиться».

Борис Ляпунов. «Борьба за скорость», Москва, «Молодая гвардия». 1952 год


Уран на рельсах

«Согласно одному из проектов, атомовоз — ​локомотив будущего — ​должен весить 300 т, что вдвое больше, чем современные крупные паровозы. Его длина — ​50 м, высота — ​5 м. На локомотиве предполагается применить реактор с раствором урановой соли в воде, содержащим 9 кг урана‑235. Слой защиты от излучений будет иметь толщину 1,2 м. Схема работы атомного локомотива обычная — ​пар, образовавшийся за счет тепла реактора, поступает на турбину, вращающую электрогенераторы. Ток от них поступает на 12 тяговых двигателей мощностью по 600 лошадиных сил каждый. Предполагаемый расход горючего такого атомовоза — ​15 г на тысячу километров пробега».

Петр Асташенков. «Атомная промышленность», Москва, Военное издательство Министерства обороны СССР. 1956 год


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: