Как превратить атомграды в место, где сбываются мечты

Каким должен быть город, чтобы его жители могли раскрывать свои таланты и реализовывать мечты, а не стремиться уехать туда, где больше возможностей? Кто за это отвечает — ​сфера образования или культуры? Где и как находить деньги на проекты в обеих сферах? Эти и другие вопросы обсуждали на конгрессе «Культура. Знание. Воспитание. Новая эпоха», который «Росатом» провел 17–18 апреля в Москве для представителей атомных городов.

На конгресс съехались руководители городских учреждений и департаментов культуры и образования, заместители мэров по социальной политике. Первым делом организаторы обратились к ним с вопросом: «Чем вы управляете?» Вопрос оказался провокационным. «Большинство ожидаемо ответили, что учреждениями, — ​рассказывает Оксана Конышева, руководитель программы «Территория культуры «Росатома» и одна из организаторов конгресса. — ​Именно это представление необходимо скорректировать в первую очередь. Мир изменился, люди сферы образования и культуры сегодня должны управлять не учреждениями, а смыслами, задачами, процессами. Наш конгресс — ​дискуссионная и образовательная площадка. Главной задачей было расширить управленческие компетенции участников».

Научиться пользоваться возможностями

Программу первого дня посвятили базовым знаниям. Приглашенные на конгресс эксперты рассказывали об управленческих стратегиях и концепциях, инструментах достижения национальных целей в сфере культуры и образования, механизмах нацпроектов и результатах участия в них атомных городов. Во второй день презентовали лучшие практики и провели хакатон, на котором участники применили полученные знания.

«Пригласили интересных людей, причем не только из госучреждений. Некоммерческие и коммерческие организации — ​тоже участники рынка услуг образования и культуры, — ​подчеркнула Светлана Горушкина, главный эксперт конгресса из Научно-образовательного центра Института госслужбы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. — ​Но у них совсем другие управленческие механизмы. О них важно знать, перенимать лучший опыт, чтобы оставаться конкурентоспособными. Например, руководитель центра молодежного и детского творчества Красногорска рассказала, как она организовала бюджет, привлекает публику и фрилансеров. Все это применимо и в госучреждениях. Нужно идти в ногу со временем. Наше законодательство усовершенствовалось, появились новые механизмы и возможности. Обычно говорят, что главная проблема в сфере культуры и образования — ​нехватка денег. Но сейчас есть нацпроекты. Только на гранты заложено по 11 млрд в год. Просто нужно научиться пользоваться новыми возможностями».

Первое выступление детского симфонического оркестра атомных городов под руководством Юрия Башмета

Лейтмотивом конгресса стала интеграция образования и культуры. «Работать не по отдельности, а вместе — ​задача, которую диктует время, — ​продолжила Светлана Горушкина. — ​В центре внимания обеих сфер — ​человек. Сейчас они борются за его свободное время, которого немного, но эффективнее было бы предлагать совместные проекты. К примеру, на конгрессе представители Минкультуры презентовали интернет-платформу «Культура для школьников». Там хорошие проекты по литературе, музыке, которые могут использовать школьные учителя».

Свои проекты по синергии образования и культуры представили и участники конгресса, придумав их в ходе хакатона. Собравшихся разделили на группы, в каждой были представители обеих сфер из разных атомных городов. Задачей было разработать проекты для достижения одной из национальных целей страны — ​самореализации и развития талантов.

«На защите проектов выяснилось, что есть категория горожан, совершенно не охваченная нами, — ​жители в возрасте 30–45 лет, — ​говорит директор Дворца культуры Обнинска Ирина Пахомова. — ​Все в основном ориентировались на детей, молодежь, пенсионеров. Мы задумались. Впредь будем работать над этим направлением. Много новых знаний и установок получили».

Территории развития

«Школа «Росатома» и «Территория культуры «Росатома» изначально работали сообща, наши проекты всегда связаны, — ​отметила Наталья Шурочкова, руководитель проекта «Школа «Росатома» и одна из организаторов конгресса. — ​Ведь у нас общая задача: чтобы в атомных городах хотели жить и работать высококвалифицированные специалисты, чтобы им было где проводить свободное время, куда отдать ребенка учиться. Чтобы дети имели возможность развить любые свои таланты, не обязательно в естественных науках, но и в спорте, искусстве. И сегодня в атомграды люди часто переезжают из-за хороших школ и детсадов. Учителя в рамках проектов «Школы «Росатома» объехали более 10 стран, перенимали лучшие мировые практики. В рамках «Территории культуры «Росатома» лучшие учреждения и представители культуры страны внедряются в творческие процессы атомных городов. Столичный Театр Наций ежегодно проводит творческие мастерские, под патронажем дирижера Юрия Башмета проходит Музыкальная академия для одаренных юных музыкантов».

Еще один совместный проект со знаменитым маэстро — ​детский симфонический оркестр атомных городов. Весь прошлый год шел отбор лучших учеников школ искусств. Для них провели почти 100 мастер-классов. Впервые на сцену новый оркестр под руководством Юрия Башмета вышел на концерте, который прошел в столичном театре Et Cetera. Он завершил программу конгресса и был посвящен 15‑летию «Территории культуры «Росатома». Также там выступили другие артисты и творческие коллективы из атомных городов. Лучшим работникам сферы культуры вручили благодарности первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко и замминистра культуры Алла Манилова.

«Спасибо всем, кто отдает свои силы, чтобы жителям атомных городов были доступны возможности для творческого саморазвития. Это не просто социальная работа, это важнейшее условие того, чтобы «Росатом» был лидером на международном рынке. В каждой новой атомной станции, в каждом новом открытии ученых «Росатома» — ​ваш большой вклад», — ​сказал Сергей Кириенко, обращаясь к участникам конгресса.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: