На ППГХО вдвое сократили время капремонта оборудования для перемалывания руды
На гидрометаллургическом заводе (ГМЗ) производственного объединения в Краснокаменске завершили капитальный ремонт оборудования первого блока измельчения урановой руды. Всего таких блока три, ремонт нужен каждые полгода: комплектующие быстро изнашиваются. Обычно пока два блока работают, один — на ремонте. Такой подход позволяет мельницам десятилетиями оставаться в строю.
Концентрат природного урана получают из урановой руды. В цехе № 1 ГМЗ руда проходит несколько стадий измельчения и уже в виде пульпы поступает на дальнейшую переработку (выщелачивание, сорбция, экстракция и т. д.). «От качества пульпы напрямую зависит качество готовой продукции и то, выполнит ли завод производственную программу. Продукция должна соответствовать технологическому регламенту», — говорит директор ГМЗ Максим Ракитин.
Камень металл точит
В цехе № 1 три огромных блока с мельницами — в отделениях дробления и измельчения. Ремонтировать блоки нужно в среднем раз в полгода. «Когда металл постоянно сталкивается с камнем, происходит абразивный износ оборудования, — поясняет Максим Ракитин. — Периодически надо восстанавливать работоспособность блоков измельчения, иначе они просто встанут. Капремонт — это не модернизация, а плановое обслуживание».
Хотя обслуживание плановое и отрабатывалось годами, процедура сложная и трудозатратная. Ремонт делает коллектив из 21 человека — инженеры и опытные рабочие. Оборудование разбирают и увозят в цех производственного обслуживания. «Работы много, потому что много оборудования, — объясняет заместитель директора ГМЗ Олег Ануфриев. — Типовой двустадиальный блок состоит из двух мельниц измельчения и большого барабана. Отдельно система смазки, насосы, классификаторы, батареи гидроциклонов и др. Все это подвержено износу и стиранию из-за постоянного воздействия руды».
Важный момент — снижение воздействия на окружающую среду. «Мы заменяем уплотнения, которые обеспечивают герметичность на стыках деталей, — говорит Олег Ануфриев. — В результате сокращается или полностью исключается пролив горюче-смазочных материалов и пульпы на территории промплощадки».
Ускорились благодаря ПСР
Только на подготовку к ремонту первого блока коллективу службы эксплуатации понадобилась неделя. Сначала дефектовали оборудование, то есть определяли перечень деталей и узлов, подлежащих ремонту. Потом останавливали механизмы, чистили одни детали, демонтировали другие, чтобы отвезти их на ремонтную площадку. Там бригады чинили деформированные участки и заменяли изношенные детали. Почти все комплектующие собственного производства — их заказали на ремонтно-механическом заводе ППГХО.
Раньше капремонт мог занимать и шесть месяцев, но в 2021 году продолжительность удалось сократить вдвое. Помогли несколько ПСР-проектов. «Мы оптимизировали время протекания работ за счет того, что тщательно проанализировали старт капремонта, заранее заготовили материалы, поменяли расстановку участников процесса, перестроили логистику доставки оборудования и запчастей на место ремонта. Механизация облегчила ручной труд и сэкономила время», — рассказывает Олег Ануфриев.
В апреле на капремонт уйдет очередной блок измельчения. Его, правда, будут приводить в рабочее состояние дольше, чем предшественника, — по предварительным подсчетам, около четырех месяцев. Дело в том, что этот блок устроен сложнее и оборудования в нем больше, чем в остальных.
«Основной блок сейчас первый, только что отремонтированный. В среднем между ремонтами блок нарабатывает порядка 4 тыс. часов, от четырех до шести месяцев, на большее ресурса техники не хватает», — отмечает Олег Ануфриев.
Такой ремонтный круговорот, по словам Максима Ракитина, единственный способ держать оборудование в рабочем состоянии. «Система зарекомендовала себя еще в советские времена, — говорит он. — С момента запуска гидрометаллургического завода в 1976 году мы полностью меняли только мельничное оборудование одного блока. В остальных комплектация старая, меняются лишь расходники. И в ближайшее время модернизации не предвидится, нет такой необходимости».