Генеральный инспектор «Росатома» Сергей Адамчик: «Снизить тяжелый травматизм — ​точно в наших силах»

Почему разделение производственной деятельности и вопросов безопасности — абсолютно неправильный подход, как быстро может дать результаты внедрение в отрасли культуры безопасного поведения и можно ли свести число несчастных случаев к нулю? Генеральный инспектор «Росатома» Сергей Адамчик дал интервью телевидению «Страна Росатом». Мы выбрали наиболее яркие тезисы.

По всем мировым показателям безопасности — ​ядерным, радиационным, промышленным, охране труда — ​госкорпорация сегодня выглядит более чем достойно. В прошлом году не то что аварий, даже промышленных инцидентов в отрасли не было. При том что у нас около 170 тыс. опасных промышленных объектов.

***

За десятилетие с 2001 по 2011 год в отрасли погиб 171 человек, а за следующие 10 лет, после того как в «Росатоме» кардинально изменился подход к охране труда, число погибших составило 67 человек. Конечно, это тоже большая трагедия, но динамика положительная — ​это главное.

***

В прошлом году у нас четыре человека погибли на производстве и 11 — ​в дорожно-­транспортных происшествиях по вине третьих лиц. Самый крупный инцидент случился в Лесном Свердловской области. Люди утром шли на смену на комбинат «Электрохимприбор». В это время городской автобус потерял управление, скатился под уклон, на скорости пробил заводские ворота и наехал на людей. Семь человек сразу получили смертельные травмы, один позже умер в больнице. 30 пассажиров автобуса не пострадали. А наши работники погибли, травмы получили. Большая беда, в моей практике такого еще не было.

Как такие случаи предупредить и можно ли их вообще предупредить? С одной стороны, профилактика ДТП — ​дело ГИБДД, дорожная инспекция должна регулировать скорость, движение, проверять квалификацию водителей. С другой стороны, пострадали наши люди. Значит, и мы должны ­что-то сделать, чтобы максимально их обезопасить.

***

В научном дивизионе три года подряд даже случаев травматизма не было. А потом раз — ​человек упал в проем и погиб. Оказалось, проем был огражден не очень качественно, а человек, проходивший мимо этого проема, скорее всего, поскользнулся — ​все вместе привело к беде. Вот почему я не устаю повторять: нельзя успокаиваться, считать, что все вопросы по безопасности уже решены. Безопасностью нужно заниматься всегда: и сегодня, и завтра, и послезавтра. Даже если у тебя все хорошо.

***

Конечно, человеческий фактор приходится учитывать. Все вроде правила дорожного движения учили, когда права получали. А посмотрите статистику ДТП — ​она ужасает. Потому что человек есть человек: то он не в настроении, то спешит, то еще что. Культура безопасного поведения — ​это как раз работа с человеком. Но это большая и долгая работа.

***

Крайне важна роль первого руководителя. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев ввел дни безопасности в отрасли — ​большое совещание, где мы собираем всех руководителей. Он и на днях информирования обязательно вопросы безопасности поднимает. На оперативном комитете, который он проводит, детально рассматриваются причины смертельных несчастных случаев на производстве и принимаются меры профилактики. Такое отношение к безопасности заставляет всех руководителей понимать, что безопасность — ​приоритет не на словах, а на деле.

***

Производство и безопасность зачастую находятся в противоречии. За безопасность ведь не платят. Платят за то, что продукцию производят. И на предприятиях люди часто считают: есть у нас отдел охраны труда, вот пусть он безопасностью и занимается. Но отдел охраны труда — ​это несколько человек. А на заводе или комбинате трудятся тысячи. Естественно, за каждым работник отдела охраны труда не уследит. Значит, руководитель производства, линейный руководитель должен отвечать за своих подчиненных, смотреть, как они работают, насколько безопасны их условия труда.

Ведение производственных процессов неотделимо от управления безопасностью этих процессов. Например, человек, который управляет реактором атомной станции, в том числе выполняет требования ядерной безопасности. И человек, который рассчитывает загрузку ядерного топлива в реактор, тоже отвечает за свои действия в обеспечении ядерной безопасности. Разделение производства и вопросов безопасности — ​абсолютно неправильный подход.

***

В госкорпорации проводится большая работа по внедрению культуры безопасности. Это международный термин. Принципы культуры безопасности были сформулированы после аварии на Чернобыльской атомной станции. То, как человек выполняет свою работу, насколько он понимает, какие его ошибки к чему могут привести и как их не совершить, лежит в основе принципов культуры безопасности. Эти принципы распространили не только на ядерные установки, стала развиваться культура безопасного поведения, которая касается не только производства. Ведь ЧП, несчастный случай могут произойти и на работе, и вне работы. Конечно, эта воспитательная работа не дает быстрого эффекта. Но, если мы будем ей планово заниматься, уверен, лет через пять увидим результаты. Понятно, что мы вряд ли достигнем такого идеала, чтобы никто из 280 тыс. наших работников ни разу не споткнулся, ногу не растянул, палец не защемил. Это нереально. Но снизить тяжелый и смертельный травматизм точно в наших силах.

***

В отрасль приходят новые предприятия. Нередко, посещая их, мы видим, что они уже лет пятнадцать как забыли, что такое безопасность. Их нужно в наш круг вводить. Приучать к тому, что они должны совсем иначе относиться к безопасности. В частности, сейчас в «Атомэнергомаш» входят «Ижорские заводы». Это большое, непростое предприятие. Я посмотрел их цифры по травматизму, они неутешительны. Значит, нужно там быстро наводить порядок. Поскольку отрасль у нас огромная, мы стремимся реализовывать рискориентированный подход: улучшать сначала там, где плохо. И напротив — ​хороший опыт транслировать на всю отрасль. Допустим, в концерне «Росэнергоатом» отлично работает наглядная агитация по предотвращению травматизма. А в ядерном оружейном комплексе такой активной работы нет. Надо, как в концерне, использовать лучшие практики. Сейчас мы формируем клуб лидеров безопасности, первое его заседание пройдет в середине апреля. Одна из целей клуба — ​передача опыта.

***

Требования к безопасности устанавливает государство. Есть закон, есть Трудовой кодекс, есть правила. Допустим, работают люди на высоте — ​в правилах скрупулезно прописано, как должны быть установлены леса, как ограждена зона работ и т. д. Надо обеспечивать соблюдение правил безопасности. Это прямая обязанность руководителя. Но многие забывают, что государство прописало и ответственность за несоблюдение правил — ​административную и уголовную. Если человек погиб, возбуждается уголовное дело, приходит следователь, проводится следствие, определяются виновные — ​и вот вам три года лишения свободы. Когда люди вдруг попадают в эту мясорубку, они на собственном опыте начинают понимать, почему мы без конца напоминаем им о соблюдении правил безопасности. Давайте до этого не доводить.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: