Ученые проверят безопасность уранодобывающих предприятий

Урановый холдинг АРМЗ, Физико-технологический институт УрФУ и Институт промышленной экологии Уральского отделения РАН подписали меморандум об общественном контроле безопасности добычи урана для окружающей среды на рудниках АРМЗ и вблизи них. Полученная учеными и магистрантами информация даст полную и объективную картину экологической ситуации на территориях присутствия АРМЗ и, как надеются в холдинге, повысит доверие местных жителей к предприятиям.

Давнее сотрудничество

Еще в середине 2010‑х годов горнорудный дивизион «Росатома» совместно с учеными из вуза и Академии наук разработал технологию безопасной и экономически эффективной попутной добычи скандия на зауральских урановых месторождениях. Сотрудничество оказалось успешным, с помощью новой технологии «Далур» (входит в АРМЗ) производит около 500 кг скандия в год — ​это четверть российского рынка.

В 2019 году начались совместные работы в области общественного экологического контроля. Они стали ответом на активность противников добычи урана в Звериноголовском районе Курганской области. Месторождение Добровольное должно пополнить сырьевую базу «Далура» и поддержать объем производства урана.

Преимущества науки

В АРМЗ приглашение ученых к общественному контролю объяснили их научной беспристрастностью и компетентностью. Беспристрастность обеспечена отсутствием конфликта интересов: ни АРМЗ, ни его предприятия не оплачивают работу ученых — ​это часть их научной работы. Кроме того, отмечают в холдинге, у представителей вузов нет предвзятости по отношению к объекту исследований.

Компетентность обеспечена фундаментальными знаниями в физике, радиобиологии, радиоэкологии, математике и статистике. Вузовские специалисты имеют свои методики и нормативы, точно откалиброванные приборы и лаборатории, благодаря которым получают достоверные данные. Эти данные нужны и самим ученым: они используют результаты исследований в преподавании и научных публикациях.

Публикации — ​еще один довод в пользу сотрудничества с учеными, они делают полученную информацию доступной всем заинтересованным сторонам: предприятиям, властям всех уровней, общественным организациям и местным жителям.

Как пояснили в пресс-службе АРМЗ, компания заинтересована в независимой оценке, основанной на данных, исключающих спекуляции и ошибки. Результаты исследований предоставят заинтересованным сторонам, чтобы подтвердить, что добыча методом скважинного подземного выщелачивания не наносит вреда ни окружающей среде, ни здоровью людей.

Работы в поле

Ведущий научный сотрудник радиационной лаборатории Института промышленной экологии Уральского отделения РАН Алексей Екидин, курирующий проект, сообщил «СР», что состоялись уже две экспедиции на предприятие «Далур». Первая — ​осенью 2019 года, вторая — ​осенью 2020‑го. Магистранты работали на Далматовском, Хохловском и Добровольном месторождениях. Однако из-за противоэпидемиологических ограничений поездки на рудники пока разовые, по возможности.

За это время магистранты и ученые осмотрели 42 скважины и не обнаружили участков со следами протечек на поверхности труб или угнетения растительности вдоль трубопроводов с технологическими растворами. Они также провели радиометрические исследования на участках добычи и на фоновых — ​для сравнения. В нескольких точках для подтверждения корректности исследований взяли пробы почвы.

Экспедиция 2019 года не выявила никаких нарушений и превышения показателей над нормативными. Участники экспедиции 2020 года также не обнаружили нарушений.

Новые экспедиции

В сентябре 2021 года первый общественный контроль прошел и на «Хиагде». В Баунтовском эвенкийском районе Бурятии магистранты провели 15 измерений мощности дозы и определений радионуклидов методом полевой спектрометрии, радиоактивное загрязнение не выявили. По итогам работы на двух предприятиях было решено распространить практику общественного контроля безопасности добычи с участием ученых на весь АРМЗ, поэтому и заключили меморандум.

Работы в рамках меморандума будет выполнять группа магистрантов Физико-­технологического института УрФУ, обучающихся по направлению «Технологии радиационной и ядерной безопасности». Предполагается, что группа будет выезжать на объекты в Курганской области, Забайкальском крае и Бурятии — ​территориях присутствия АРМЗ. Главная задача — ​определить содержание естественных радионуклидов в объектах окружающей среды (грунт, вода, растительность и воздух) и измерить мощность дозы на участках разрабатываемых и планируемых к разработке месторождений урана.

Руководить полевыми и лабораторными исследованиями и обработкой данных будут ученые ИПЭ УрО РАН. Институт обеспечит их приборами и оборудованием, окажет методическую и консультационную помощь во время исследований. АРМЗ отвечает за безопасность, транспорт и перемещение по объектам исследований. Специалисты ФТИ УрФУ проведут отбор проб, выполнят измерения и дадут объективную и беспристрастную оценку результатов.

Местные жители также могут предложить объекты для исследований — ​например, дороги, пастбища и водоемы, где проходит, кормится и пьет скот, — ​и запросить результаты.

На базе полученных данных ученые подготовят технические отчеты, публикации в научных изданиях и СМИ, презентации и доклады. «Чтобы повысить доверие и снизить уровень опасений местных жителей, надо увеличить количество экспедиций, презентаций, выступлений. Пока мы только ищем наилучшие варианты для повышения осведомленности», — ​отмечает Алексей Екидин.

Сотрудничеством с учеными в области общественного контроля за безопасностью заинтересовалось и ПО «Маяк». Ученые и магистранты работали в зоне наблюдения предприятия — ​на территории, где ведется радиационный контроль. Результаты работ вошли в экологический отчет «Маяка» за 2021 год.