В Турции заложили плавучий док для новых атомоходов
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2022/03/5e439df1c3af9-dji-0011jpg_op-1200x600.jpg)
На стамбульской верфи 15 марта прошла церемония закладки плавучего дока для российских универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Док нужен для ремонта подводной части корпусов и донной и бортовой арматуры новых ледоколов «Атофломта», винторулевых комплексов, якорных устройств, для очистки и окраски обшивки, замены защиты и других работ. Главное преимущество плавучего дока перед сухим — мобильность, можно поставить в любой акватории, лишь бы позволяла глубина. Кроме того, строительство сухого дока требует гораздо больше сил и времени: нужно получить просторный земельный участок, вести большой объем строительных работ.
У «Атомфлота» уже есть два плавучих дока. ПД-3 в порту Мурманск обычно используют для докования ледокола «50 лет Победы» и судов заказчиков. На базе «Атомфлота» расположен ПД-0002, там ремонтируют «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач».
Но для ледоколов проекта 22220 эти плавдоки не подходят по габаритам. Ширина ПД-0002, например, — 33,5 м, а новых ледоколов — 34 м. «Арктику» в 2021 году ремонтировали в сухом доке Кронштадтского морского завода. Все процедуры, включая перемещение, требуют организационных, финансовых и временных затрат.
В июне 2021 года «Атомфлот» и турецкая верфь Kuzey Star подписали контракт на сооружение плавдока. «Kuzey Star обладает необходимыми компетенциями и имеет достойную репутацию на рынке судостроения», — отметил тогда гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Сумма сделки — почти 5 млрд рублей. По контракту, строительство и доставка дока в Мурманск должны быть завершены в течение 29 месяцев с момента подписания. На переход из Стамбула на базу «Атомфлота», по оценкам компании, нужно не меньше месяца.
Грузоподъемность нового дока — около 30 тыс. т (грузоподъемность дока ПД-0002 — около 20,8 тыс. т). Доковый вес ледоколов проекта 22220 — 26,7 тыс. т. Плавдок будет стальным, двухбашенным, с понтонной системой, работающей как единый понтон. Башни — это металлические конструкции коробчатой формы, прикрепленные с двух сторон к понтонам дока. В башнях находится основное технологическое оборудование, обеспечивающее функционирование дока. В процессе доковой операции часть башен погружается под воду, а часть остается над водой обеспечивая положительную плавучесть.
Предполагается, что новый док заменит ПД-3. Доковать будут не только ледоколы проекта 22220, но и суда постарше и поменьше — «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач».
Строительство идет по графику. «Для нас важно четкое соблюдение сроков. Плавдок — один из ключевых элементов береговой инфраструктуры для обслуживания атомных ледоколов проекта 22220», — отмечает Мустафа Кашка.
Позже «Атомфлоту» понадобится еще один плавучий док грузоподъемностью не меньше 60 тыс. т — для ледокола «Россия» проекта 10510.
ЦИФРЫ
Не менее 220 м — наибольшая длина плавдока
Не менее 200 м — длина по стапель-палубе
Около 48 м — наибольшая ширина
Около 6 м — высота
Около 30 человек — экипаж