На ГХК сделали контейнер для перевозки РЕМИКС-топлива

На Горно-химическом комбинате сделали транспортно-упаковочный комплект для перевозки РЕМИКС-топлива. Проект новой конструкции проходит согласование в государственных надзорных службах.

В конце прошлого года специалисты Горно-химического и Сибирского химического комбинатов завершили производство шести тепловыделяющих сборок с ­РЕМИКС-топливом для первого блока Балаковской АЭС. В Железногорске изготовили таблетки, в Северске — ​твэлы и сборки. Проект предусматривал также обоснование перевозки ТВС с инновационным топливом. Для этого нужно было адаптировать транспортно-­упаковочный комплект ТУК‑13, который на ГХК давно используют для отработанного ядерного топлива (требования к перевозке готового топлива и ОЯТ отличаются).

Для транспортировки первой партии РЕМИКС-топлива с площадки СХК использовали контейнеры ТК-С5: сроки поджимали, а на комбинате в Северске не было инфраструктуры для обращения с ТУК‑13. Но задача разработать адаптированный ТУК‑13 для нового топлива у ГХК осталась. Специалисты должны были обосновать и изготовить комплектующие, провести испытания и показать, что перевозка свежего топлива в новом ТУКе отвечает всем требованиям, главное из которых — ​безопасность.

На расчетные обоснования потратили 1,5 года. Начинали еще с прогнозным составом РЕМИКС-топлива, и сочетания изотопов получились иными — ​расчеты трижды приходилось начинать практически с нуля.

В контейнере для ­РЕМИКС-топлива шесть ТВС, а не 12, как в контейнере для ОЯТ. Чтобы максимально бережно зафиксировать сборки, исключив возможность повреждения, ТВС помещают в чехлы, чехлы — ​в пенал, пенал — ​в контейнер. Пенал изготовили и испытали в 2020 году. Чехол — ​в прошлом году. В итоге получили новую конструкцию комплекта — ​ТУК‑13/1В-Р. В проекте были заняты специалисты международного центра инженерных компетенций ГХК, завода разделения изотопов, службы хранения, транспортирования и контроля спецпродукции, управления главного механика, отдела технического контроля.

Во время транспортно-­технологических испытаний ТУК с имитатором РЕМИКС-ТВС накатал от завода регенерации топлива до железнодорожной станции Базаиха и обратно 147 км. В процессе меняли скорость, выполняли служебное торможение, имитируя стандартную перевозку и форс-мажоры.

Завершили испытания в конце прошлого года. В феврале было получено заключение от экспертной организации СНПО «Элерон» — «ВНИПИЭТ» о возможности выдачи сертификата-разрешения на новую конструкцию. Сейчас идет процедура согласования в государственных надзорных службах. На комбинате планируют получить сертификат­-разрешение в марте.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: