Динозавры тоже болели гриппом: медицинские новости недели
Ученые создали основу для долговременной вакцины от холеры
В качестве основы для противохолерной вакцины биохимики предлагают использовать разработанные ими вирусоподобные наночастицы. По предположению ученых, вакцина на основе таких частиц сможет защищать человека от холеры больше пяти лет, пишет ТАСС.
По данным ВОЗ, каждый год холерой заражается от 1,3 до 4 млн человек, а 20–140 тыс. от нее погибает. Источником инфекции обычно служат зараженная пища или вода. Как правило, большинство случаев заражения холерой происходят в развивающихся странах Азии и Африки. Человечество пока не победило холеру, поскольку существующие вакцины защищают человека от возбудителей болезни, холерных вибрионов, лишь несколько лет. Кроме того, подобные прививки не очень эффективны для детей, которые особенно уязвимы перед холерой.
Разработанные учеными наночастицы покрыты набором белковых и сахаристых молекул, которые составляют основу оболочки возбудителя холеры. Биохимики решили использовать именно эти молекулы, поскольку они вызывают сильную иммунную реакцию переболевших холерой людей. Работу наночастиц ученые проверили в опытах на образцах плазмы переболевших, а также в доклинических испытаниях с участием нескольких десятков мышей. Как показали опыты, антитела бывших больных активно соединялись с вирусоподобными частицами, а иммунитет мышей вырабатывал большое число антител к холере на протяжении всего времени наблюдений (265 дней).
Смартфон научили определять свертываемость крови
Американские медики придумали, как с помощью вибромоторов и камер смартфонов быстро оценивать свертываемость крови, сообщает ТАСС. Этот подход упростит жизнь пациентам, которые принимают лекарства для борьбы с образованием тромбов, надеются ученые.
«Раньше врачам приходилось вручную трясти пробирки для оценки скорости сворачивания крови. Эта процедура требует много крови, ее нельзя проводить дома. Наши алгоритмы позволяют проводить подобные измерения полностью автоматически с помощью вибромоторов смартфона», — рассказал один из разработчиков приложения, профессор Вашингтонского университета Шиям Голлакота.
Работа алгоритма основывается на том, что в результате сворачивания в крови образуется много белковых волокон, которые мешают движению всего, что присутствуют в жидкости. Соответственно, чем активнее сворачивается кровь, тем быстрее будет замедляться движение частиц. Руководствуясь этим соображением, ученые проследили, как будет меняться движение микрочастицы из меди, если поместить ее в каплю сворачивающейся крови, а затем подвергнуть разным типам вибраций. Как показал эксперимент, подобные наблюдения позволяют оценить свертываемость крови почти с такой же высокой точностью, как и лабораторные тесты. Простота этого подхода натолкнула ученых на мысль создать тестовую систему на основе смартфона, а также специальной емкости для крови, напечатанной на 3D-принтере. Общая себестоимость одного теста на базе этой платформы, по оценкам исследователей, составит около 2,5 рублей.
В костях динозавров обнаружили респираторную инфекцию
Группа палеонтологов из США впервые обнаружила на юго-западе штата Монтана следы древней респираторной инфекции в ископаемых костях динозавра, пишет Lenta.ru. Предметом исследования стали окаменелые останки неполовозрелого диплодоцида, который представлял собой крупного травоядного динозавра-зауропода с длинной шеей, жившего приблизительно 150 млн лет назад. Ученые установили, что ящер был болен аспергиллезом, от которого чаще всего погибают птицы. Эта болезнь, вероятно, и послужила причиной смерти животного. При этом он испытывал симптомы подобные гриппу или пневмонии: потеря веса, кашель, лихорадка и затрудненное дыхание. «Учитывая предположительные симптомы инфекции и состояние позвонков этого динозавра, ему можно было только посочувствовать. Открытие инфекции у этого ящера помогает нам проследить эволюционную историю респираторных болезней в прошлом, а также дает нам представления о типичных болезнях динозавров», — рассказал один из участников раскопок, сотрудник Музея динозавров Великих равнин в США Кэри Вудрафф.